• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
19.08.2021, 11:40
НИУ ВШЭ
6,4 тыс

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом

❋ 4.4

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с российскими и американскими коллегами впервые сравнили между собой порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Это позволило им опровергнуть гипотезу о том, что дети с аутизмом понимают речь хуже, чем говорят.

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом / ©Getty images / Автор: Cloelia Andronicus

Исследование опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Речевые нарушения, хоть и не являются диагностическим критерием расстройств аутистического спектра (РАС), встречаются примерно у 75 процентов детей с РАС. При этом в мировой науке остро стоит вопрос, что именно – порождение или понимание речи – нарушено в большей степени.

Исследования привели к тому, что некоторые авторы стали утверждать, что порождение речи более сохранно, чем понимание речи, и этот паттерн является специфичным для подобных расстройств. Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) решили проверить эту гипотезу.

Для этого они провели тестирование 82 русскоговорящих детей с РАС и сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).

Сравнение шло по трем направлениям: лексическом (порождение и понимание слов), морфосинтаксическом (порождение и понимание предложений) и дискурсивном (порождение и понимание связных текстов). Анализ данных тестирования показал, что нет какого-то единого паттерна в речи детей с РАС. Нельзя сказать, например, что порождение более сохранно, чем понимание.

Более того, результаты свидетельствовали, что разница между порождением и пониманием речи зависела от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС было более нарушено, чем их понимание; порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Для того чтобы понять, влияет ли уровень невербального интеллекта (IQ) на выявленную разницу между порождением и пониманием речи на разных лингвистических уровнях, дети с РАС были разделены на две группы. В первую группу вошли дети без интеллектуальных нарушений (невербальный IQ на уровне нормы) и группа детей с интеллектуальными нарушениями (невербальный IQ ниже уровня нормы). Далее отдельно в двух группах сравнивалось порождение и понимание слов, предложений и текстов.

Результаты исследования показали, что невербальный IQ частично влиял на паттерны порождение и понимания речи. На лексическом уровне не было найдено разницы между двумя группами детей: порождение отдельных слов было более нарушено, чем понимание отдельных слов, как в группе детей без интеллектуальных нарушений, так и в группе детей с интеллектуальными нарушениями.

На морфосинтаксическом уровне была выявлена разница в порождении и понимании у двух групп детей: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение предложений.

На дискурсивном уровне также наблюдалась разница между паттернами порождения и понимания у двух групп детей. У детей без интеллектуальных нарушений не было разницы между порождением и пониманием связных текстов, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями порождение текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Разница между воспроизведением и пониманием слов, предложений и текстов частично зависит от невербального интеллекта. Но пока рано говорить о каких-то специфичных для РАС паттернах, — считает Вардан Арутюнян. — Работ, которые бы систематически сравнивали порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учитывали бы уровень невербального IQ, пока очень мало.

Наше исследование – одно из первых подобных и мы планируем продолжить работу, но уже используя методы нейровизуализации – магнитоэнцефалографию, электроэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию». По мнению ученых, знание нейробиологических механизмов порождения и понимания речи у детей с РАС в дальнейшем поможет как объективной диагностике речевых нарушений, так и грамотной коррекции и реабилитации речи. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
10 декабря, 10:00
Unitsky String Technologies Inc.

Развитие новых видов транспорта всегда упирается в один важный вопрос — безопасность. Любая перспективная технология должна не только работать эффективнее прежней, но и снижать потенциальный уровень риска для людей, инфраструктуры и окружающей среды.

9 декабря, 08:00
ТПУ

Ученые Томского политехнического университета исследовали, как добавление редкоземельных элементов (РЗЭ) с разной концентрацией влияет на формирование и свойства литиевого феррита. На сегодняшний день, этот материал используют, например, при изготовлении сердечников трансформаторов, антенн, устройств магнитной записи. В перспективе, выявленные политехниками закономерности делают литиевый феррит привлекательным для использования в СВЧ-устройствах, например, в качестве фазовращателей, переключателей, циркуляторов.

10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно