Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ выяснили, что людей можно убедить беспокоиться о климате
Международный коллектив исследователей с участием ученых из Высшей школы экономики протестировал 11 коммуникационных стратегий в области экологии. В эксперименте приняли участие почти 60 тысяч человек из 63 стран. Наиболее убедительными оказались методы, снижающие дистанцирование от проблем климата. Однако убедить испытуемых принять участие в более трудоемких задачах, например посадить дерево или снизить выбросы углерода, не удалось.
Результаты исследования опубликованы в Science Advances. Чтобы замедлить изменения климата, требуется объединить усилия большого числа людей по всему миру. Однако остается неясным, как можно убедить человека изменить свое поведение и начать заботиться о планете. Команда исследователей из 48 стран проверила коммуникационные стратегии на 59 440 людях. Несмотря на различия в ответах, обусловленные географическими и демографическими факторами, 86 процентов признали угрозы изменения климата, а более 70 — выразили поддержку коллективным действиям по сохранению планеты.
В ходе эксперимента участникам демонстрировались различные сообщения о климатических изменениях — от описания мрачных последствий до успешных историй борьбы с ними. Исследователи делали акцент на мнение научного сообщества, предлагали рассматривать борьбу с изменением климата как патриотический акт и написать письма будущим поколениям о текущих усилиях по сохранению жизни на Земле.
Для оценки эффективности этих стратегий исследователи анализировали убеждения участников, включая признание изменений климата как значительной угрозы, отношение к повышению налога на углеродные выбросы и участие в восстановлении лесов. Также изучалась готовность участников действовать: делиться информацией в социальных сетях об экологичном поведении и изменить образ жизни, например начать участвовать в благотворительности, сократить потребление бумаги, мяса и молочной продукции.
Реакция на сообщения менялась в зависимости от страны: например, акцент на том, что научное сообщество считает изменения климата серьезной угрозой, увеличил поддержку мер по защите климата на 20 процентов в России и на девять — в Румынии, но снизил ее на пять процентов в Канаде и на шесть — в Китае.
Просьба к участникам написать ребенку будущего поколения положительно повлияла на поддержку экологических действий в нескольких странах, включая США и Бразилию, но имела небольшой отрицательный эффект в других странах, например в ОАЭ и Сербии. В целом желание делиться информацией о климате в социальных сетях после протестированных инициатив возросло среди всех участников.
Интересен тот факт, что эффективность стратегий менялась в зависимости от демографических групп. Так, например, среди российской аудитории наибольшую эффективность продемонстрировал метод, который предлагал людям представить себя и свою жизнь в будущем. Это повысило уровень поддержки мер по сохранению климата на девять процентов. Тот же самый подход сработал среди высокообразованных консерваторов США, увеличив их готовность защищать планету на 18 процентов.
«Результаты нашего исследования показывают нюансы воздействия различных стратегий информирования о климате. В то время как сообщения об “обреченности и унынии” стимулировали распространение информации в социальных сетях, они ослабили поддержку реальных действий, таких как посадка деревьев, и были менее эффективными среди тех, кто в изменения климата не верит», — заключает одна из авторов исследования, стажер-исследователь Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Альбина Галлямова.
Для продвижения климатической политики ученые разработали веб-приложение по борьбе с изменением климата. Его могут использовать как законодатели, так и специалисты. «Наше веб-приложение учитывает широкий спектр целевых аудиторий в обследованных странах, оно охватывает такие аспекты, как национальность, политическая ориентация, возраст, пол, образование и уровень дохода. Чтобы оптимизировать свое влияние, политики и правозащитники могут определить, какие коммуникации наиболее эффективны для их аудитории, что позволит доносить важную информацию наиболее эффективным способом», — объясняет Альбина Галлямова.
Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.
С началом отопительного сезона воздух в помещениях становится критически сухим. Это не просто временный дискомфорт, а серьезный фактор, который незаметно, но постоянно ослабляет наши защитные силы. Страдают также предметы интерьера, растения и домашние животные, а статическое электричество становится постоянным спутником. Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, как сухой воздух влияет на наш организм и стоит ли с ним бороться.
До сих пор предполагалось, что азот, углерод и другие частицы земного воздуха осели на поверхность Луны в древние времена, когда наша планета еще не могла эффективно удерживать их. По другой версии, их присутствие в лунных образцах — результат банального «загрязнения» в лаборатории. Недавно ученые пришли к неожиданному выводу: на самом деле транспортировка этих частиц между Землей и ее естественным спутником происходит каждый лунный месяц.
Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
