Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российский EdTech-рынок имел надежную базу еще до пандемии
Рынок образовательных технологий получил заметный толчок к развитию в период пандемии, однако условия, позволившие школам, вузам и курсам быстро и относительно безболезненно перейти на дистант, сложились задолго до появления коронавируса. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики, изучив статистику и прогнозы, опубликованные до и после начала пандемии.
Статья вышла в журнале «Информатика и образование». Рынок EdTech включает в себя самые разные технологии, которые используются в образовании: онлайн-курсы, образовательные платформы, системы мониторинга и прокторинга, цифровые тренажеры и симуляторы, решения для организации учебного процесса и многое другое. Нередко этот термин приравнивают к онлайн-образованию, но многие технологии могут эффективно применяться также в очном и смешанном форматах.
Для успешного внедрения образовательных технологий необходимо широкое распространение компьютеров (как личных, так и в образовательных учреждениях), подготовка учителей и преподавателей и — особенно в сегментах с небольшим участием частного капитала — поддержка государства. Уже 10 лет назад компьютер дома был у 93 процента российских школьников, 80 процентов пользовались компьютерами в школе (по этому показателю Россия обгоняла Сингапур, Швейцарию, Бельгию, Японию и многие другие страны). До пандемии учителя и педагоги не очень часто использовали цифровые технологии в обучении, но уровень компьютерной грамотности у них уже тогда был довольно высоким.
Государство старается стимулировать и регулировать развитие цифрового образования (как для школьников и студентов, так и для людей, завершивших формальное обучение): действуют проекты и программы, направленные на внедрение новых форматов и образовательных технологий, повышение квалификации учителей, поощрение непрерывного образования.
Оценки размера и, соответственно, перспектив развития рынка образовательных технологий в России сильно разнятся. Это связано прежде всего с различными определениями области и ее границ: как соотносить ее с онлайн-образованием, учитывать ли предполагаемый объем рынка частных репетиторов (например, ведущих занятия через Skype/Zoom), как оценивать размеры непубличных сделок. Исходя из разных трактовок и ответов на эти вопросы, можно получить оценку рынка от 30 до 40 миллиардов рублей в 2018 году, по доле от всего рынка образования в России это сравнимо с общемировым показателем (около 1,5 процента). При этом EdTech показывает высокие темпы роста — около 20 процентов в год.
«Как и ожидалось, пандемия усилила и ускорила развитие рынка EdTech в России. При этом стоит отметить, что именно те технологии и тренды, которые были развиты еще до вынужденного перехода в онлайн, позволили компаниям и образовательным организациям весьма успешно адаптироваться к новым реалиям.
Рынок ответил на растущий спрос усилением конкуренции. Сегмент ДПО стал еще более заметным. Такие компании, как Skillbox, “Нетология”, “Яндекс.Практикум”, не только стали широко известны, но и продолжают привлекать новую аудиторию и расширять предложение курсов, что еще раз подчеркивает актуальность тренда на переквалификацию и получение новой профессии уже во взрослом возрасте. Логичным продолжением развития рынка является укрупнение основных его игроков: почти 50 процентов суммарной выручки от топ-100 компаний приходится на три бизнес-группы (VK, Skyeng, TalentTech)», — прокомментировала эксперт факультета экономических наук ВШЭ Мария Томилина.
В мире в целом в допандемийные годы лидировал сектор корпоративного обучения (B2B), от него немного отставало обучение частных клиентов (B2C), но в разных регионах сложилась разная структура рынка. Так, в США активно развивались технологии, применимые в школьном и высшем образовании (лишь в 2019 году они уступили первенство корпоративному обучению), а в странах Северной Европы почти две трети рынка занимает сегмент школьного образования.
Самый крупный сегмент российского EdTech-рынка — дополнительное образование для взрослых. Оно занимает половину рынка по обороту и растет быстрее остальных. Кроме того, у этого сегмента есть большой потенциал для дальнейшего роста: в России дополнительным образованием охвачены 15 процентов людей трудоспособного возраста, в развитых странах — 40 процентов. Чаще всего взрослые посещают языковые курсы, получают навыки, востребованные в сфере IT, или обучаются по корпоративным программам; soft skills и бизнес-образование менее популярны.
В школах и вузах цифровые технологии активно применяют для решения административных задач: ведения расписаний, дневников, отчетности; непосредственно в педагогической практике они пока используются реже. Однако за счет масштабного внедрения таких решений в государственных образовательных учреждениях компании-поставщики (то есть сектор B2G) получают наибольшую среднюю выручку.
В 2020 году в связи с переходом на удаленку EdTech-рынок вырос сильнее, чем прогнозировалось, — до 53–54 миллиардов, причем многие компании показали двух- и трехкратный рост. Быстрее всего в пандемию увеличивалась выручка компаний, занимающихся бизнес-образованием, иностранными языками и корпоративным обучением, но лидерами остаются курсы по IT и цифровым профессиям и сегмент школьного образования.
«EdTech — рынок, который определенно будет расти еще долго. Однако говорить про масштабные изменения, как мне кажется, не приходится. Основной спрос понятен: школам и вузам надо иметь возможность учить дистанционно, для этого нужны образовательные технологии; взрослым необходимо обновлять свои навыки достаточно часто, чтобы не проигрывать в конкуренции на рынке труда, а учиться им теперь удобнее удаленно; корпоративное обучение все так же актуально, как и раньше.
Прошедшие почти два года доказали, что онлайн-образование и удобно, и эффективно, если услуга оказывается качественно, так что мы ожидаем дальнейшее развитие и рост вышеперечисленных сегментов как в объеме выручки, так и в совершенствовании технологий и подходов к обучению», — поделилась прогнозом Мария Томилина.
Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии