Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Работа не по специальности отнимает до 14 процентов заработка
Около трети россиян с высшим образованием работают не в той сфере, в которой учились, выше всего этот показатель в сельском хозяйстве и обслуживании. При этом работа не по специальности оборачивается снижением зарплаты на 7–14 процентов. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики совместно с коллегами из Португалии.
Статья опубликована в Journal of Education and Work. Экономисты различают два типа несоответствия образования и должности: вертикальное (когда человек выполняет работу, требующую меньшего, чем у него, уровня квалификации) и горизонтальное (когда человек осваивает профессию, отличающуюся от полученной специальности). Вертикальное хорошо изучено, и многие исследователи отмечают, что работники, оказавшиеся в такой ситуации, получают заметно меньше.
Статья Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia посвящена в большей мере горизонтальному несоответствию, которое тоже может приводить к снижению доходов и удовлетворения от работы. В своем исследовании экономисты Лаборатории исследований рынка труда и Института институциональных исследований использовали результаты опроса более 10 тысяч выпускников университетов, который проводился Росстатом в 2016 году.
Он включает данные об образовании и работе, а также социодемографические характеристики респондентов, получивших дипломы в 2010-2015 годах. Чтобы определить, наблюдается ли горизонтальное несоответствие в каждом конкретном случае, исследователи опирались как на субъективные данные (собственную оценку респондентов), так и на объективные (совпадение направления подготовки и сферы деятельности согласно международным классификаторам). Кроме того, по информации о занимаемой должности экономисты оценивали и вероятность вертикального несоответствия.
Более половины респондентов (54 процента) ответили, что работают в той же сфере, в которой получали образование. О сильном несоответствии сообщили 26 процентов, остальные отметили промежуточные варианты. Причем этот показатель почти не отличается для первой и текущей (на момент опроса) работы.
Хорошо заметна связь несоответствия и зарплаты: чем ближе направление подготовки и работы, тем выше доход. Те, кто указал, что работают почти по специальности, получают в среднем на семь процентов меньше людей с идеальным совпадением, выбравшие вариант «скорее не по специальности» — на 11 процентов меньше, а люди с полным несоответствием — на 14,4. Эта зависимость проявляется и при объективной, и при субъективной оценке несоответствия (в первом случае несовпадение направления образования и работы влечет за собой снижение зарплаты на 11 процентов).
Ниже всего вероятность горизонтального несоответствия у тех, кто изучал медицину, естественные, точные науки, IT и педагогику. Самые высокие шансы работать не по специальности — у тех, кто получил образование в сфере услуг и сельского хозяйства. Это частично подтверждает предположение о том, что сильнее привязаны к своей специальности те, кто получает более специфические, востребованные лишь в одной области знания и навыки, и ярче всего это проявляется в медицине. Те же, кто получает более общие, универсальные навыки, легче меняют сферу деятельности. Кроме того, более склонны менять профессию люди, в чьей (по образованию) области доходы в среднем невелики. Интересно, что женщины чаще работают по специальности, чем мужчины.
Исследователи условно разделили специальности (или направления) на две группы. В первую группу входят те, которые позволяют накопить специфический человеческий капитал. Классический пример такого типа специалистов — это медицинские работники, а также юристы и инженеры в определенных специализированных видах производств (например, ядерная энергетика). Если выпускник по такому направлению подготовки работает не по специальности, происходит значительное обесценение человеческого капитала, который он приобрел во время обучения, и это действительно негативное явление. Специальности из второй группы позволяют приобрести так называемый общий человеческий капитал, который одинаково эффективно может быть использован в различных профессиях.
«Не секрет, например, что из историков получаются одни из лучших журналистов, а из математиков — экономисты, из инженеров — айтишники. Для таких специальностей основным показателем эффективности должна стать заработная плата, ведь, если выпускник востребован на рынке труда и имеет высокий уровень заработной платы, это говорит о том, что он получил востребованное образование», — объяснил один из авторов работы, заместитель директора Института институциональных исследований, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Виктор Рудаков.
20 процентов ответивших имеют одновременно и горизонтальное, и вертикальное несоответствие, это самый высокий показатель среди стран Организации экономического сотрудничества и развития. При этом людей только с горизонтальным несоответствием не так много — 11 процентов, это близко к среднему значению по ОЭСР.
По мнению исследователей, рынок труда сейчас очень быстро развивается, меняются технологии производства, постоянно появляются новые профессии, старые понемногу уходят, и если учить очень узкой специализации и одной конкретной технологии, то к моменту, когда человек выпустится, технология может поменяться, и знания устареют.
«Нужно понемногу уходить от нарратива про специальность, а говорить про определенные широкие направления подготовки, знания, навыки и компетенции, которые дает обучение в вузе, и развивать различные программы дополнительного обучения и переподготовки как на рабочем месте, так и в вузах», — отметил Виктор Рудаков.
Морские биологи стали свидетелями любопытной тактики охоты. Стаи косаток целенаправленно атакуют молодых белых акул: переворачивают их брюхом вверх, вызывая временный паралич, а затем выедают печень. Ученые впервые засняли на видео этот тип охоты и считают, что речь идет о новой, ранее неизвестной группе косаток, которые специализируются именно на таких нападениях.
Исследователи из Австралии выяснили у профессиональных кинологов, какие несложные обонятельные игры и приемы могут помочь хозяевам разнообразить жизнь четвероногих любимцев, дать им дополнительную умственную нагрузку и повысить благополучие.
Некоторые исключительно хорошо узнают ранее увиденные незнакомые лица. Такие свидетели не раз помогали раскрывать преступления. Психологи из Австралии, изучающие этот тип людей, которых они назвали «суперузнавателями», в новом исследовании привлекли искусственный интеллект, чтобы разобраться, в чем секрет суперспособности.
Третий в истории наблюдений объект из другой звездной системы 3I/ATLAS произвел впечатление своей активностью и необычным химическим составом. Астрофизики пришли к выводу, что это последствия миллиардов лет воздействия на комету космических лучей.
Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.
Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
