Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В КамГУ выяснили, как с возрастом меняется связь самоидентификации и временной перспективы
Исследование, проведенное в КамГУ имени Витуса Беринга, подтвердило снижение остроты переживания биографических кризисов с возрастом и позволило раскрыть специфику переживания кризисов на различных возрастных этапах. Характер взаимосвязи временной перспективы и процесса идентификации в онтогенезе имеет свои отличительные черты, обусловленные возрастными особенностями.
В исследовании приняли участие 139 человек в возрасте от 16 до 55 лет, разделенные на четыре возрастные группы: подростки (15-17 лет), юноши (18-22 года), молодые взрослые (23-29 лет) и зрелые взрослые (30-55 лет). Использовался комплекс методик, включающий опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, который оценивает отношение личности к прошлому, настоящему и будущему; методики исследования профессиональной и личностной идентичности Л.Б. Шнейдер, позволяющие определить статус идентичности человека, и анкета кризисных событий В.Р. Манукян, выявляющая степень переживания различных биографических кризисов.
Полученные результаты исследования, подтвердили известные факты об идентичности и ее динамике. Так, в подростковом возрасте 71,1 процента опрошенных демонстрируют преждевременную профессиональную идентичность, что означает наличие заимствованной системы взглядов о будущей профессии. При этом личностная идентичность у большинства подростков уже достигнута, что говорит о сформированной системе целей и убеждений.
В юношеском возрасте увеличивается число респондентов с кризисной профессиональной идентичностью (46 процентов), что отражает столкновение представлений о профессии с реальностью образовательного процесса. В этом возрасте также возрастает процент людей с личностной гиперидентичностью — с 7,9 процента в подростковом возрасте до 23,4 процента в юношеском.
Отмечается, что кризис профессиональной идентичности продолжается и в период ранней взрослости. Однако его содержание меняется: если в юности кризис связан с адаптацией к процессу профессионального образования, то в молодости он отражает несоответствие между реальными возможностями работы и идеальными представлениями о ней. Например, молодой специалист может столкнуться с тем, что его ожидания от работы не совпадают с действительностью, что приводит к переоценке своего профессионального выбора.
Исследование также показало, что острота переживания биографических кризисов снижается с возрастом. Так, кризис опустошенности и бесперспективности в подростковом возрасте оценивается в среднем на 12,32 балла, а в период зрелости этот показатель снижается до 9,38 баллов. Это может быть связано с тем, что взрослые люди имеют больше жизненного опыта и более развитые стратегии преодоления трудностей.
Ученые обнаружили, что взаимосвязь между идентичностью и временной перспективой личности также имеет возрастную специфику. В юношеском возрасте выявлены значимые корреляции между показателем личностной идентичности и такими параметрами временной перспективы, как негативное прошлое, гедонистическое настоящее и фаталистическое настоящее.
Это говорит о том, что в период получения профессионального образования то, как человек воспринимает прошлое, настоящее и будущее, сильнее влияет на формирование его представлений о себе. В более старшем возрасте (период ранней взрослости и зрелости) личностная и профессиональная идентичность не взаимосвязана с временной перспективой, что может говорить о наличии более структурированной и устойчивой организации идентичности, в меньшей степени реагирующей на изменения во временной перспективе личности.
«Наше исследование показало, что самоопределение – это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, и опорой для него на разных возрастных этапах становятся разные временные ориентации. Понимание возрастной специфики этого процесса может помочь в разработке более эффективных программ профориентации и психологической поддержки людей», – подчеркивает старший преподаватель кафедры теоретической и практической психологии КамГУ имени Витуса Беринга, кандидат психологических наук Елена Мещерякова.
Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами и специалистами по профориентации для разработки программ, направленных на поддержку личностного и профессионального самоопределения людей разных возрастов, а также помощи в преодолении кризиса идентичности.
Работа выполнена в рамках реализации гранта ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга».
Со временем одни воспоминания заменяются другими, но почему люди запоминают именно то, что запоминают? На этот вопрос ответили ученые из США, проанализировав более 100 исследований эпизодической памяти.
Одни из самых ярких объектов во Вселенной — квазары — представляют собой активные ядра галактик, питаемые центральными сверхмассивными черными дырами. Электромагнитное излучение, испускаемое этими объектами, позволяет астрономам изучать структуру Вселенной на ранних этапах ее развития, однако мощный радиоджет, исходящий от недавно обнаруженного экстремально яркого квазара J1601+3102, ставит под сомнение существующие представления о «космической заре».
О том, как совмещать успешную работу в физике и литературе, об экситонах и фотонах, о жидком свете, поляритонике и о мировом лидерстве России в этой области мы поговорили с Алексеем Кавокиным, директором Международного центра теоретической физики имени А. А. Абрикосова (МФТИ), руководителем группы квантовой поляритоники Российского квантового центра, руководителем лаборатории оптики спина Санкт-Петербургского государственного университета.
Со временем одни воспоминания заменяются другими, но почему люди запоминают именно то, что запоминают? На этот вопрос ответили ученые из США, проанализировав более 100 исследований эпизодической памяти.
Одни из самых ярких объектов во Вселенной — квазары — представляют собой активные ядра галактик, питаемые центральными сверхмассивными черными дырами. Электромагнитное излучение, испускаемое этими объектами, позволяет астрономам изучать структуру Вселенной на ранних этапах ее развития, однако мощный радиоджет, исходящий от недавно обнаруженного экстремально яркого квазара J1601+3102, ставит под сомнение существующие представления о «космической заре».
О том, как совмещать успешную работу в физике и литературе, об экситонах и фотонах, о жидком свете, поляритонике и о мировом лидерстве России в этой области мы поговорили с Алексеем Кавокиным, директором Международного центра теоретической физики имени А. А. Абрикосова (МФТИ), руководителем группы квантовой поляритоники Российского квантового центра, руководителем лаборатории оптики спина Санкт-Петербургского государственного университета.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.
Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии