• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.06.2023, 14:04
МГППУ
842

Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей

❋ 4.3

Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета изучили как в ходе специально организованных взаимодействий создается «зона ближайшего» развития коммуникативных и рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста. Было показано, что в условиях коллективного решения учебных задач возникает пространство возможностей для совместного поиска их решения, в границах которого у детей происходят качественные изменения в процессах коммуникации, взаимопонимания и рефлексии.

Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей
Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Перед современной системой образования стоит задача не только обучить детей конкретным знаниям и навыкам в области различных «академических» предметов (математики, обществознания, окружающего мира и так далее), но и сформировать у них компетенции, которые бы позволили им становиться активными участниками (субъектами) различных типов деятельности.

К таким компетенциям относятся прежде всего умение находить выход из спорных ситуаций, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, готовность слушать и вести диалог, готовность признавать наличие других точек зрения, умение координировать эти точки зрения в процессе совместного решения общих задач, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, аргументировать свою позицию.

Вместе с тем, очевидным остается вопрос, как сделать необходимые метапредметные компетенции частью содержания образования? Как одновременно обучать детей «предметным» знаниям и формировать у них метапредметные компетенции?

Согласно положениям теории учебной деятельности (В. В. Давыдов), опирающимся на культурно-историческую психологию (Л. С. Выготский), процессы развития и обучения социальны по своей природе. Освоение учащимися учебного материала происходит в процессе овладения ими обобщенным способом действия в конкретной предметной области. Такие действия позволяют детям раскрывать и воспроизводить в форме «квазиисследования» существенные закономерности изучаемого понятия.

«Мы показали, что ключевым условием организации учебных взаимодействий детей и взрослого, а также детей между собой является распределение действий между участниками совместной деятельности, когда действия одного участника зависят от действий другого», — рассказывает Андрей Конокотин, преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.

Возникает специальная задача на поиск новых способов организации совместной деятельности, благодаря чему сами дети вынуждены искать новые способы обмена информацией и ее представления другим, анализировать различные возможности соотнесения индивидуальных действий с действиями напарника, искать возможные точки их соприкосновения и взаимосвязи, раскрывать и соотносить взаимные установки в отношении способа решения общей задачи.

Ориентация участников не на конкретный результат индивидуального действия, а на сам способ взаимодействия приводит к пониманию ими целей и мотивов совместного действия, что, в свою очередь, способствует формированию взаимопонимания между напарниками, а процессы рефлексии приобретают качественно иной характер – участники пытаются анализировать не только свое «видение» объекта, но и стараются понять, по какой причине их напарник видит тот же самый объект так, а не иначе. Возникает специфическая «учебная общность», то есть такое «единство» участников совместной деятельности, при котором через анализ самих способов взаимодействия друг с другом они раскрывают содержание изучаемого ими объекта или явления. Коммуникация становится в этих условиях необходимым средством, обеспечивающим полноценное функционирование «общности».

Полученные данные об особенностях организации совместной деятельности участников в процессе решения учебных задач позволяет ученым и практикам взглянуть на процессы учения и обучения под другим углом, представить их не как пассивную «передачу» информации от взрослого к ребенку, но как активный процесс совместного построения «пространства возможностей», в границах которого сами дети вместе со взрослым (учителем) развивают собственную учебную деятельность.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

10 декабря, 17:17
ФизТех

Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.

10 декабря, 13:58
Андрей Серегин

Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно