• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.06.2023, 14:04
МГППУ
842

Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей

❋ 4.3

Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета изучили как в ходе специально организованных взаимодействий создается «зона ближайшего» развития коммуникативных и рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста. Было показано, что в условиях коллективного решения учебных задач возникает пространство возможностей для совместного поиска их решения, в границах которого у детей происходят качественные изменения в процессах коммуникации, взаимопонимания и рефлексии.

Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей
Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Перед современной системой образования стоит задача не только обучить детей конкретным знаниям и навыкам в области различных «академических» предметов (математики, обществознания, окружающего мира и так далее), но и сформировать у них компетенции, которые бы позволили им становиться активными участниками (субъектами) различных типов деятельности.

К таким компетенциям относятся прежде всего умение находить выход из спорных ситуаций, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, готовность слушать и вести диалог, готовность признавать наличие других точек зрения, умение координировать эти точки зрения в процессе совместного решения общих задач, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, аргументировать свою позицию.

Вместе с тем, очевидным остается вопрос, как сделать необходимые метапредметные компетенции частью содержания образования? Как одновременно обучать детей «предметным» знаниям и формировать у них метапредметные компетенции?

Согласно положениям теории учебной деятельности (В. В. Давыдов), опирающимся на культурно-историческую психологию (Л. С. Выготский), процессы развития и обучения социальны по своей природе. Освоение учащимися учебного материала происходит в процессе овладения ими обобщенным способом действия в конкретной предметной области. Такие действия позволяют детям раскрывать и воспроизводить в форме «квазиисследования» существенные закономерности изучаемого понятия.

«Мы показали, что ключевым условием организации учебных взаимодействий детей и взрослого, а также детей между собой является распределение действий между участниками совместной деятельности, когда действия одного участника зависят от действий другого», — рассказывает Андрей Конокотин, преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.

Возникает специальная задача на поиск новых способов организации совместной деятельности, благодаря чему сами дети вынуждены искать новые способы обмена информацией и ее представления другим, анализировать различные возможности соотнесения индивидуальных действий с действиями напарника, искать возможные точки их соприкосновения и взаимосвязи, раскрывать и соотносить взаимные установки в отношении способа решения общей задачи.

Ориентация участников не на конкретный результат индивидуального действия, а на сам способ взаимодействия приводит к пониманию ими целей и мотивов совместного действия, что, в свою очередь, способствует формированию взаимопонимания между напарниками, а процессы рефлексии приобретают качественно иной характер – участники пытаются анализировать не только свое «видение» объекта, но и стараются понять, по какой причине их напарник видит тот же самый объект так, а не иначе. Возникает специфическая «учебная общность», то есть такое «единство» участников совместной деятельности, при котором через анализ самих способов взаимодействия друг с другом они раскрывают содержание изучаемого ими объекта или явления. Коммуникация становится в этих условиях необходимым средством, обеспечивающим полноценное функционирование «общности».

Полученные данные об особенностях организации совместной деятельности участников в процессе решения учебных задач позволяет ученым и практикам взглянуть на процессы учения и обучения под другим углом, представить их не как пассивную «передачу» информации от взрослого к ребенку, но как активный процесс совместного построения «пространства возможностей», в границах которого сами дети вместе со взрослым (учителем) развивают собственную учебную деятельность.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
23 декабря, 10:51
Игорь Байдов

Среди самых интригующих открытий космического телескопа «‎Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.

24 декабря, 11:00
Evgenia Vavilova

Объединить конфликтующие свойства помогли квазичастицы со специфическим зарядом. Если удастся подтвердить предложенную теорию экспериментом, то перед нами — новый тип квантовых материалов.

23 декабря, 10:17
Максим Абдулаев

Группа исследователей опровергла классическую теорию о случайности вымирания видов на примере морских хищников. Анализ эволюции акул и скатов за последние 145 миллионов лет показал, что риск исчезновения вида напрямую зависит от времени его существования: «новички» погибают гораздо чаще, чем эволюционные долгожители. Кроме того, ученые установили, что знаменитый астероид, погубивший динозавров, нанес океану не такой сильный удар, как последующее изменение климата.

23 декабря, 10:51
Игорь Байдов

Среди самых интригующих открытий космического телескопа «‎Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.

19 декабря, 15:22
Андрей Серегин

Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.

19 декабря, 20:02
Evgenia Vavilova

Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

17 декабря, 14:19
Игорь Байдов

На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно