Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей
Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета изучили как в ходе специально организованных взаимодействий создается «зона ближайшего» развития коммуникативных и рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста. Было показано, что в условиях коллективного решения учебных задач возникает пространство возможностей для совместного поиска их решения, в границах которого у детей происходят качественные изменения в процессах коммуникации, взаимопонимания и рефлексии.
Перед современной системой образования стоит задача не только обучить детей конкретным знаниям и навыкам в области различных «академических» предметов (математики, обществознания, окружающего мира и так далее), но и сформировать у них компетенции, которые бы позволили им становиться активными участниками (субъектами) различных типов деятельности.
К таким компетенциям относятся прежде всего умение находить выход из спорных ситуаций, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, готовность слушать и вести диалог, готовность признавать наличие других точек зрения, умение координировать эти точки зрения в процессе совместного решения общих задач, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, аргументировать свою позицию.
Вместе с тем, очевидным остается вопрос, как сделать необходимые метапредметные компетенции частью содержания образования? Как одновременно обучать детей «предметным» знаниям и формировать у них метапредметные компетенции?
Согласно положениям теории учебной деятельности (В. В. Давыдов), опирающимся на культурно-историческую психологию (Л. С. Выготский), процессы развития и обучения социальны по своей природе. Освоение учащимися учебного материала происходит в процессе овладения ими обобщенным способом действия в конкретной предметной области. Такие действия позволяют детям раскрывать и воспроизводить в форме «квазиисследования» существенные закономерности изучаемого понятия.
«Мы показали, что ключевым условием организации учебных взаимодействий детей и взрослого, а также детей между собой является распределение действий между участниками совместной деятельности, когда действия одного участника зависят от действий другого», — рассказывает Андрей Конокотин, преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.
Возникает специальная задача на поиск новых способов организации совместной деятельности, благодаря чему сами дети вынуждены искать новые способы обмена информацией и ее представления другим, анализировать различные возможности соотнесения индивидуальных действий с действиями напарника, искать возможные точки их соприкосновения и взаимосвязи, раскрывать и соотносить взаимные установки в отношении способа решения общей задачи.
Ориентация участников не на конкретный результат индивидуального действия, а на сам способ взаимодействия приводит к пониманию ими целей и мотивов совместного действия, что, в свою очередь, способствует формированию взаимопонимания между напарниками, а процессы рефлексии приобретают качественно иной характер – участники пытаются анализировать не только свое «видение» объекта, но и стараются понять, по какой причине их напарник видит тот же самый объект так, а не иначе. Возникает специфическая «учебная общность», то есть такое «единство» участников совместной деятельности, при котором через анализ самих способов взаимодействия друг с другом они раскрывают содержание изучаемого ими объекта или явления. Коммуникация становится в этих условиях необходимым средством, обеспечивающим полноценное функционирование «общности».
Полученные данные об особенностях организации совместной деятельности участников в процессе решения учебных задач позволяет ученым и практикам взглянуть на процессы учения и обучения под другим углом, представить их не как пассивную «передачу» информации от взрослого к ребенку, но как активный процесс совместного построения «пространства возможностей», в границах которого сами дети вместе со взрослым (учителем) развивают собственную учебную деятельность.
Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.
Новое исследование показало, что реакция псов на объекты и звуки с ТВ-экранов варьируется в зависимости от характера и психологических особенностей питомцев. По мнению специалистов, знание этих деталей может пригодиться при разработке коррекционных программ для собак с проблемным поведением.
Используя образцы, собранные миссией «Чанъэ-5», китайские ученые нашли способ извлекать воду из лунного грунта и перерабатывать выдыхаемый астронавтами углекислый газ. Это делается за счет небольшого устройства, работающего на солнечной энергии. Авторы нового исследования уверены: в будущем их прибор сможет обеспечить лунные поселения водой, кислородом и топливом.
Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.
Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.
В условиях отсутствия связи (шахты, горы, тайга) критически важна надежная передача данных. Ученые Пермского Политеха разработали цифровую радиостанцию, устойчивую к помехам и физическим препятствиям, включая бетонные стены. Устройство передает данные в двух сетях MANET одновременно, обеспечивая скорость до 300 кбит/с (низкоскоростной канал) и 54 Мбит/с (высокоскоростной). Рация работает как ретранслятор и узел сети, что делает ее незаменимой для спасателей, промышленности и туристов. Ключевые преимущества разработки: помехоустойчивость, дальность связи до 30 километров и работа при -25°C до +55 градусов Цельсия.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии