• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.06.2023
МГППУ
839

Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей

4.3

Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета изучили как в ходе специально организованных взаимодействий создается «зона ближайшего» развития коммуникативных и рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста. Было показано, что в условиях коллективного решения учебных задач возникает пространство возможностей для совместного поиска их решения, в границах которого у детей происходят качественные изменения в процессах коммуникации, взаимопонимания и рефлексии.

Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей
Психологи изучили развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Перед современной системой образования стоит задача не только обучить детей конкретным знаниям и навыкам в области различных «академических» предметов (математики, обществознания, окружающего мира и так далее), но и сформировать у них компетенции, которые бы позволили им становиться активными участниками (субъектами) различных типов деятельности.

К таким компетенциям относятся прежде всего умение находить выход из спорных ситуаций, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, готовность слушать и вести диалог, готовность признавать наличие других точек зрения, умение координировать эти точки зрения в процессе совместного решения общих задач, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, аргументировать свою позицию.

Вместе с тем, очевидным остается вопрос, как сделать необходимые метапредметные компетенции частью содержания образования? Как одновременно обучать детей «предметным» знаниям и формировать у них метапредметные компетенции?

Согласно положениям теории учебной деятельности (В. В. Давыдов), опирающимся на культурно-историческую психологию (Л. С. Выготский), процессы развития и обучения социальны по своей природе. Освоение учащимися учебного материала происходит в процессе овладения ими обобщенным способом действия в конкретной предметной области. Такие действия позволяют детям раскрывать и воспроизводить в форме «квазиисследования» существенные закономерности изучаемого понятия.

«Мы показали, что ключевым условием организации учебных взаимодействий детей и взрослого, а также детей между собой является распределение действий между участниками совместной деятельности, когда действия одного участника зависят от действий другого», – рассказывает Андрей Конокотин, преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ.

Возникает специальная задача на поиск новых способов организации совместной деятельности, благодаря чему сами дети вынуждены искать новые способы обмена информацией и ее представления другим, анализировать различные возможности соотнесения индивидуальных действий с действиями напарника, искать возможные точки их соприкосновения и взаимосвязи, раскрывать и соотносить взаимные установки в отношении способа решения общей задачи.

Ориентация участников не на конкретный результат индивидуального действия, а на сам способ взаимодействия приводит к пониманию ими целей и мотивов совместного действия, что, в свою очередь, способствует формированию взаимопонимания между напарниками, а процессы рефлексии приобретают качественно иной характер – участники пытаются анализировать не только свое «видение» объекта, но и стараются понять, по какой причине их напарник видит тот же самый объект так, а не иначе. Возникает специфическая «учебная общность», то есть такое «единство» участников совместной деятельности, при котором через анализ самих способов взаимодействия друг с другом они раскрывают содержание изучаемого ими объекта или явления. Коммуникация становится в этих условиях необходимым средством, обеспечивающим полноценное функционирование «общности».

Полученные данные об особенностях организации совместной деятельности участников в процессе решения учебных задач позволяет ученым и практикам взглянуть на процессы учения и обучения под другим углом, представить их не как пассивную «передачу» информации от взрослого к ребенку, но как активный процесс совместного построения «пространства возможностей», в границах которого сами дети вместе со взрослым (учителем) развивают собственную учебную деятельность.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

5 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно