Обнаружены генетические маркеры, которые помогут улучшить вкус и состав рапсового масла — Naked Science
26.08.2020

Группа ученых из Сколтеха и Института масличных культур в Краснодаре провела генетический анализ российской коллекции рапса. В ходе реализации проекта было описано генетическое разнообразие отечественных линий рапса, были обнаружены и новые потенциальные гены-кандидаты, участвующие в контроле содержания глюкозинолатов – токсичных вторичных метаболитов в рапсовом масле. Результаты работы могут использоваться селекционерами в целях улучшения состава масла.

Рапс / ©suhofruct-oreh.ru

Исследование опубликовано в журнале Genes. Рапс – вторая в мире масличная культура по объемам производства после сои. Содержание глюкозинолатов (серосодержащих органических веществ, производных глюкозы) – важный показатель, влияющий на качество масла.

Глюкозинолаты – вторичные метаболиты рапса и родственных ему крестоцветных растений, но в большом количестве они портят вкус масла и качество шрота, поэтому селекционеры работают над снижением их содержания в семенах рапса. Ученые из Сколтеха и Института масличных культур имени Пустовойта провели высокопроизводительное генотипирование 90 линий рапса и сопоставили результаты с данными измерения глюкозинолатов у этих линий за три вегетационных сезона.

Это позволило найти генетические маркеры содержания глюкозинолатов в масле, а также сцепленные с ними гены-кандидаты потенциально участвующие в регуляции биосинтеза этих соединений. После этапа верификации маркеров на независимой выборке растений их можно будет непосредственно использовать в селекции новых сортов и гибридов с низким содержанием глюкозинолатов.

«Наша работа направлена на развитие маркерной селекции в России, когда для контроля за интересующими характеристиками в процессе скрещиваний и анализа потомства используют генетические маркеры. Такой подход позволяет значительно ускорить процесс создания новых сортов. Измерять содержание глюкозинолатов – трудоемкая задача, будет очень удобно делать это на основе выявленных нами маркеров», – рассказывает первый автор исследования, аспирант Сколтеха Рим Губаев.