08.11.2021
Homo Science
1 449

Картины из одноклеточных: как художники создают орнаменты из водорослей

4.4

Представьте: вы гуляете на берегу пруда. Утки, косяки рыб, шустрые водомерки на глади воды… А если зачерпнуть ее в пробирку и взглянуть в микроскоп, можно обнаружить совсем иную красоту — удивительные диатомовые водоросли.

Узоры из диатомовых водорослей / ©homo-science.ru

Диатомовые водоросли — группа одноклеточных водорослей, обитающих и в пресных, и в соленых водоемах, и даже в почве. Диатомовые отличаются от других водорослей твердой оболочкой из диоксида кремния, которая принимает разнообразные формы. На сегодняшний день известно более 100 тысяч видов диатомей, у каждого из которых уникальный панцирь.

Благодаря его сложности и красоте диатомовые водоросли интересны не только науке, но и искусству. Они вдохновляют натуралистов и художников на создание разнообразных орнаментов, видимых только под микроскопом.

Художественные композиции из микроскопических диатомовых водорослей Клауса Кемпа / ©homo-science.ru

Еще в викторианскую эпоху ученые, натуралисты и художники составляли из панцирей диатомовых водорослей сложные крошечные орнаменты. Размер одной клетки диатомеи — до пары сотен микрон (один микрон равен одной тысячной миллиметра). Типичный орнамент из сотни диатомей легко уместится внутри точки в тексте, написанной шрифтом среднего размера.

Современный мастер Клаус Кемп (Klaus Kemp) ищет материал для своих работ в лужах и канавах — он посвятил почти всю жизнь составлению узоров из диатомей. Его орнаменты — одни из самых сложных на сегодняшний день, о них мечтают коллекционеры по всему миру. Британский режиссер Мэттью Киллип (Matthew Killip) снял о нем короткий документальный фильм «Диатомист».

Диатомовая водоросль / ©homo-science.ru

Современные электронные микроскопы позволяют получать изображения с еще большим увеличением: разрешающая способность электронного микроскопа может превосходить разрешение традиционного оптического микроскопа более чем в 10 тысяч раз. Это позволило получить еще более детальные и удивительные снимки диатомовых водорослей:

Homo Science – просветительский проект, созданный Госкорпорацией «Росатом» специально для молодежи на Интернет-площадке homo-science.ru. Его адресаты – все, кто только начинает думать и мечтать, и те, кто не собирается прекращать этим заниматься. Цель проекта – донести академические знания из самых разных областей науки до молодой аудитории. Homo Science предоставляет медиаплощадку для блогеров-популяризаторов науки и ученых, которые готовы объяснить научные процессы понятным и доступным языком.