Одичавшие коровы Чернобыльской зоны отчуждения организовали стадо и ведут себя как дикие предки — Naked Science

©Чорнобильський Радіаційно-екологічний Біосферний Заповідник, Facebook

Бесхозный крупный рогатый скот стал вести себя аналогично его диким предкам: животные объединились в организованную группу, поддерживают в ней строгую иерархию, защищают молодняк и успешно выживают в окружении естественных врагов. В отличие от обычного сельского стада, это структурировано и целостно, действует всегда слаженно. Телята в нем держатся между взрослым быком и коровами, в наиболее безопасной области стада. Их защита — приоритетная задача всех животных. Главный бык, самый старший и сильный, не выгоняет молодых самцов, а сохраняет их в группе для защиты от хищников. Естественно, место в стаде есть только тем быкам, которые ведут себя спокойно и не оспаривают роль лидирующего самца.

Фотографии уникального стада появились в официальном сообществе Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника в социальной сети Facebook. Их сделала группа исследователей во время подготовки к съемкам документального фильма про охраняемую зону. Ученые также сообщили, что следят за одичавшими животными уже три с лишним года. Это стадо состоит из оставшихся бесхозными после смерти самопоселенцев села Лубянка животных и их потомков. Они облюбовали большую территорию около реки Илья в западной части Чернобыльской зоны отчуждения. Причем данный случай — не первый в истории этой местности. Около села Чистогаловка почти 35 лет назад уже существовало стадо дикого скота. Его бросили во время эвакуации, а перегнали в экспериментальное хозяйство села Новые Шепеличи лишь около года спустя.

©Чорнобильський Радіаційно-екологічний Біосферний Заповідник, Facebook

Помимо впечатляющих кадров, специалисты также провели научные наблюдения. Они оценили состояние скота, подсчитали количество особей в стаде. Несмотря на сильные морозы, молодняк проявляет хорошую адаптацию к холоду. Большинство животных выглядят абсолютно здоровыми, только у главного быка есть проблемы с правым глазом.

Подобный пример позволяет ученым анализировать не только процессы реинтеграции одомашненных видов в дикую природу, но и делать выводы о роли в экосистеме и повадках их предков — туров. Судя по одичавшему чернобыльскому стаду, эти вымершие животные были коммуникабельными, социальными, и интеллектуально развитыми. Они проживали преимущественно в лесах и очень редко становились добычей хищников, даже волка.

©Чорнобильський Радіаційно-екологічний Біосферний Заповідник, Facebook

Что наиболее важно, пример возвращения крупных травоядных в лишенные человеческого присутствия экосистемы Полесья наглядно демонстрирует, какую важную роль они в них выполняют. Одичавшие коровы, как и их дикие предки — туры — работают «живыми газонокосилками». Поедая значительную массу однолетней растительности, они пропалывают лес от сорняков и возвращают в почву питательные вещества в переработанном виде. С 1627 года в Европе не осталось ни одного тура, поэтому наблюдать естественные процессы в местных экосистемах невозможно уже почти четыре века.

Российские ученые исследовали содержание и свойства растворенных органических веществ, важнейшей составляющей вод Северного-Ледовитого океана, в арктических морях России. Выяснилось, что проникновение солнечного света и цвет воды в них напрямую связаны с количеством растворенной органики. Результаты работы помогут лучше интерпретировать данные спутников о состоянии океанов и морей, а также отслеживать влияние глобального потепления на состояние вод.