Биологи продемонстрировали работу «внутренних часов» в клетках печени и кожи - Naked ScienceNaked Science

Биологи продемонстрировали работу «внутренних часов» в клетках печени и кожи

Работу «внутренних часов» организма регулирует мозг, однако эксперименты на мышах показали, что даже без его участия органы и ткани меняют свою активность в зависимости от освещения.

circadian0

Множество физиологических процессов в человеческом организме подчиняются суточным колебаниям циркадных ритмов. Главным инструментом их регуляции выступает мозг, точнее говоря — гипоталамус. Однако в разных частях тела имеются свои «внутренние часы», способные «идти» независимо от мозга. К такому выводу пришла команда ученых из Испании и США, статьи которых (1, 2) опубликованы в журнале Cell

В ходе лабораторных экспериментов авторы получали ГМ-линии мышей с нарушенной работой «внутренних часов» гипоталамуса. Подавление активности гена Bmal1 в нейронах их супрахиазматического ядра не позволяло ему выделять мелатонин и влиять на активность органов и тканей всего организма. Тем не менее опыты показали, что органы и ткани животных продолжали следовать суточным ритмам, запуская работу Bmal1 в собственных клетках.

Согласно исследованию, эти колебания не зависели от установленного режима кормления. Зато они менялись в зависимости от внешней освещенности: клетки кожи и даже печени животных каким-то образом получали информацию о ней, так что работа их циркадных ритмов нарушалась лишь при помещении мышей в полную и постоянную темноту. В дальнейшем ученые намерены продолжить эту работу, чтобы лучше понять регуляцию «внутренних часов» в организме млекопитающих и научиться лучше справляться с их нарушениями, которые так распространены в современном обществе, живущем в условиях искусственного освещения.