Радиоджеты сверхмассивной черной дыры оказались направлены на Землю — Naked ScienceNaked Science
22 января
Naked Science

Радиоджеты сверхмассивной черной дыры оказались направлены на Землю

Астрономы рассмотрели джеты сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути и обнаружили, что узкий луч излучения от них направлен прямо к нам.

sgr0

Считается, что в центрах крупных галактик расположены черные дыры, масса которых достигает миллионов и миллиардов масс Солнца. Ближайшая к нам сверхмассивная черная дыра — объект Стрелец A* — находится в центре нашей Галактики и, по существующим оценкам, весит как около 4,3 миллиона солнц. Она окружена плотным облаком притянутой материи, разогнанной и раскаленной в гравитационном поле дыры. Небольшая доля этого вещества закручивается и на скоростях, сравнимых со скоростью света, выбрасывается парой симметричных узких потоков — джетов. Джеты активно излучают — недаром Стрелец A* был замечен прежде всего как компактный радиоисточник.

Стрелец A*: вверху — результаты симуляции объекта и рассеянного излучения от него; внизу — данные наблюдений рассеянного и «отфильтрованного» излучения / ©Issaoun, Mościbrodzka, Johnson, Radboud University, Cf

Авторам удалось «отфильтровать» шум рассеянного излучения, и в результате они увидели внутреннюю структуру радиоисточника диаметром лишь около 120 угловых микросекунд — симметричную, в полном соответствии с представлениями о существовании в ней пары скоростных джетов. Более того, как оказалось, излучение из него исходит чрезвычайно узким потоком. Приходя к нам, он имеет в поперечнике лишь порядка стомиллионной доли градуса; фактически луч направлен прямо на нас. Это большая удача, которая позволит лучше понять устройство и Стрельца A*, и сверхмассивных черных дыр вообще. Само же излучение, насколько известно, полностью безопасно.