Половой диморфизм у наших предков развился не вследствие перехода к земледелию — Naked Science
4 июня

Половой диморфизм у наших предков развился не вследствие перехода к земледелию

4.7

Ученые из США проанализировали геномы мужчин и женщин из Великобритании и пришли к выводу, что половой диморфизм начал сглаживаться у наших предков еще до перехода к земледелию.

Половой диморфизм у наших предков развился не вследствие перехода к земледелию / ©Getty images

Работа опубликована в журнале PLOS Genetics. Половым диморфизмом называют анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида. Он может проявляться в разных физических параметрах: размере, волосяном покрове, окраске, структуре кожи и форме зубов.

Согласно одной из гипотез, половой диморфизм выражен тем больше, чем более различен вклад обоих полов в уход за потомством. Он также может быть показателем уровня полигамии. Так, мужчины немного крупнее и сильнее женщин, у них отчасти по-разному распределен волосяной покров.

В древние времена половой диморфизм у предков был выражен сильнее. Некоторые ученые считают, что сглаживание начало происходить вследствие перехода к земледелию около 10 тысяч лет назад. Однако другие специалисты полагают, что это произошло в результате случайных мутаций. К похожему выводу пришли исследователи из Университета штата Пенсильвания.

Они выяснили, стали ли генетические вариации, связанные с определенными физическими признаками у мужчин и женщин, более или менее распространенными за последние три тысячи лет. В частности, ученые анализировали рост, массу тела, окружность талии и бедер, процентное содержание жира. Для этого они использовали геномные данные примерно 194 тысяч женщин и 167 тысяч мужчин, взятые из Биобанка Великобритании.

Авторы исследования обнаружили более трех тысяч вариаций генов, ответственных за половой диморфизм у мужчин и женщин, но лишь те из них, что были связаны с более высоким процентным содержанием жира у женщин, стали значительно более распространенными, чем раньше. В остальном все осталось на прежнем уровне. Таким образом, ученые предполагают, что половой диморфизм стал менее ярковыраженным до того, как люди окончательно перешли к земледелию.