А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
30.01.2017
Редакция Naked Science

У акул и скатов нашли противораковые гены

Американские ученые идентифицировали гены, которые связаны с высокой устойчивостью к раку у хрящевых рыб (Chondrichthyes). Результаты работы опубликованы в журнале BMC Genomics.

great-white-shark-from-below

Класс хрящевых включает в себя около 1207 видов рыб, в том числе акул (Selachii) и скатов (Batoidea). В отличие от высших позвоночных, скелет последних состоит из хрящей, которые не имеют костного мозга (в нем вырабатываются B-клетки иммунитета). При этом иммунная устойчивость у хрящевых выше, чем у костистых рыб (Teleostei): так, считается, что скаты и акулы не могут болеть раком.

Предполагается, что высокая устойчивость к заболеваниям связана с генетическими мутациями, которые хрящевые накопили за эволюцию. Однако до сих пор исследований, подтверждающих это, не проводилось. Чтобы восполнить пробел, ученые из Корнеллского университета и других вузов сравнили образцы тканей сердца семи видов животных: четырех хрящевых и трех костистых рыб.

Для работы авторы использовали образцы от белой акулы (Carcharodon carcharias), гигантской акулы-молота (Sphyrna mokarran), акулы-мако (Isurus oxyrinchus), желтого ската (Urobatis jamaicensis), а также меченоса (Xiphias gladius), оранжевоплавничного хирурга (Acanthurus bahianus) и длинноперого губана (Lachnolaimus maximus). Геном сопоставлялся с помощью секвенирования РНК.

Результаты показали, что геном хрящевых рыб содержит ряд мутантных генов. Так, у акул ученые обнаружили ортологи человеческих LGMN, кодирующего легумин, и BAG1, который участвует в апоптозе. Подавление этих генов у человека ассоциируется с опухолями, тогда как у акул LGMN и BAG1 гиперэкспрессированы. Также хрящевые имеют больше генов гуморального иммунитета.

По словам авторов, эти данные указывают на эволюционную изменчивость генома хрящевых рыб, которая может быть связана с их высокой устойчивостью к раку и ускоренной регенерацией тканей. Ученые, однако, отметили, что потребление мяса, например, акул в пищу едва ли предотвращает развитие опухолей: в организме этих хищников часто наблюдается высокая концентрация ртути.