Очередной рекорд сверхновых – теперь ярче 50 галактик — Naked Science

Очередной рекорд сверхновых – теперь ярче 50 галактик

Замеченная недавно сверхновая ASAS-SN-15lh вспыхнула в тысячи раз ярче обычной и в 50 раз ярче, чем все звезды Млечного Пути вместе взятые.

sn-supernova_3

Сверхновые и раньше считались наиболее яркими объектами Вселенной, а в последние десятилетия в них даже стали выделять отдельный тип «гиперновых», или «сверхъярких сверхновых» (Superluminous Supernovae, SLSN). Более того, среди SLSN выделяются минимум три класса событий в зависимости от природы реакций, питающих взрыв, и от динамики его вспышки и угасания.

Один из таких объектов в июне 2015 г. обнаружил не совсем обычный астрономический инструмент – система ASAS-SN, которая включает восемь небольших 14-сантиметровых телескопов. Расположенные в горах Чили и на Гавайях, они действуют скоординированно в рамках единой системы и каждые 2–3 дня полностью «отсматривают» все небо в поисках сверхновых и других подобных событий. Одной из них и стала вспышка ASAS-SN-15lh, тоже не совсем обычная: на пике яркость ее в 50 раз превысила яркость всей нашей галактики.

Детальный анализ этой информации команда проекта ASAS-SN представила в свежем выпуске журнала Science. Представленные выводы ученых способны смутить теоретиков, изучающих строение и динамику разных классов SLSN. С одной стороны, ее стоит отнести к классу SLSN-I, бедных водородом, особенно ярких и затухающих настолько быстро, что природа протекающих в них взрывных процессов остается не до конца понятной. Предполагается, что такие SLSN могут образовываться при гибели крупной звезды и превращении ее в нейтронную звезду-магнетар. Именно колоссальное магнитное поле рождающегося магнетара может питать такую колоссальную вспышку.

С другой стороны, теоретические выкладки показывают, что SLSN-I должны появляться лишь в окружении небольших и тусклых галактик. ASAS-SN-15lh расположена в совершенно других условиях и окружена множеством ярких звезд. Объяснить эту несостыковку астрономам еще предстоит.