Марс – это гигантская помпа — Naked Science

Марс – это гигантская помпа

Красная планета, оказывается, способна засасывать воздух и фильтровать его.

Mars__atmosphere

Именно поэтому ученые уже назвали Марс уникальной планетой, ведь его почва является гигантским атмосферным фильтром. Причина тому — низкое давление в атмосфере планеты, а также особый механический состав ее почв.

Примерно 4 млрд лет назад Красная планета, по мнению ученых, вовсе не оправдывала свое имя — бога войны. Она была теплой и влажной, а давление воздуха у поверхности было сопоставимо с атмосферным давлением на Земле. Но со временем из-за низкой гравитации Марс лишился большей части своей атмосферы, превратившись в холодную и сухую пустыню. И сегодня давление атмосферы на Марсе в сто раз меньше, чем на Земле.

Ученые из университета Дуйсбурга (Германия) под руководством Каролины де Бойле провели анализ частиц в почве Марса, изучив их форму, размеры и химический состав. Исследователи заметили, что типичные размеры пор в почве Красной планеты примерно соответствуют тому расстоянию, которое молекулы газа способны преодолеть, не столкнувшись с другими частицами.

Поверхность Марса

©NASA/JPL-Caltech/Malin Space Science Systems

Что из того? Этот вывод крайне важен для ученых потому, что при низком давлении газа такие поры превращаются в некие помпы, которые способны «засасывать» молекулы газов. Это происходит из-за разницы температур у поверхности Марса и в глубинах его почв.

Для того, чтобы проверить свою гипотезу, физики провели эксперимент на Земле. Они сбрасывали контейнер с «марсианской» почвой с башни и наблюдали за его содержимым при помощи камер. Это позволяло им имитировать условия на Марсе на протяжении целых девяти секунд. Они оценивали объем засасываемого воздуха и анализировали, на какую глубину он проникает и куда исчезает.

В итоге им удалось построить модель верхних слоев почвы Красной планеты. Выяснилось, что воздух Марса засасывается его почвой в неосвещенных участках ландшафта, проникая на глубину — пять-шесть сантиметров. Впрочем, большая часть молекул воздуха будет возвращаться обратно в атмосферу. Правда, это будет происходить уже через освещенные и разогретые области почвы, но часть воздуха все же останется под землей (вернее, под Марсом).