Мандрилы услышали инфекции сородичей — Naked Science

Мандрилы услышали инфекции сородичей

Приматологи из Франции и Германии обнаружили, что мандрилы способны распознавать сородичей, которые заражены кишечными паразитами, по запаху и избегать контакта с ними.

Известно, что паразиты могут отрицательно влиять на здоровье и жизнь хозяйского организма, а зачастую — всей популяции. Риск передачи паразитов предсказуемо выше у социальных животных, многие сообщества которых выработали стратегии избегания инфекций. Так, некоторые виды защищают гнезда от микроорганизмов, практикуют «санитарное» поведение и изоляцию больной особи. Тем не менее, то, как паразиты влияют на социальное поведение, изучено недостаточно. Чтобы восполнить этот пробел, исследователи из Университета Монпелье и других учреждений проанализировали поведение мандрилов (Mandrillus sphinx), обитающих в экваториальных лесах Центральной Африки.

Наблюдения велись с 2012 по 2015 год в рамках проекта Mandrillus Project. Как и у других групповых приматов, ключевым элементом социального взаимодействия M. sphinx является груминг — поиск кристаллов соли, ороговевших частиц кожи и насекомых в шерсти другой особи. Помимо прочего, груминг представляет собой ритуал, который используется для укрепления социальных связей, а также ухаживаний и разрешения конфликтов. Вместе с тем груминг повышает риск передачи паразитов, распространяющихся, в частности, фекально-оральным путем. Целью работы было выяснить, обнаруживаются ли простейшие в шерсти инфицированных животных и ухаживают ли за ними остальные члены группы.

Время, затраченное на груминг инфицированных особей до и через три недели после лечения / ©C. Poirotte et al. / Science Advances, 2017

На первом этапе авторы взяли мазки кожи у 36 мандрилов, инфекционный статус которых был известен. Анализ показал, что число патогенов в шерсти зараженных особей выше, чем у здоровых обезьян. Кроме того, количество паразитов у больных животных оказалось выше вблизи анального отверстия, чем на других участках тела. Наиболее распространенными возбудителями были Entamoeba histolytica и Balantidium coli, вызывающие амебиаз и дизентерию. Затем в течение месяца команда проследила за поведением 25 мандрилов, оценив время, которое каждая особь участвовала в груминге — активно или пассивно.

Согласно результату, зараженные M. sphinx ухаживали за шерстью других членов группы так же часто, как и здоровые, однако последние занимались грумингом переносчиков реже. После этого авторы вылечили 16 инфицированных обезьян от кишечных паразитов и вернули их к остальным, повторив измерения. Выздоровление увеличило время груминга подопытных животных — в ряде случаев в 5–10 раз. Чтобы проверить гипотезу о связи инфекционного статуса с изменениями запаха фекалий, приматологи изучили химический состав образцов от 30 мандрилов. Это позволило выявить изменения показателя в фекалиях с E.histolytica и B.coli, влияющие на их запах.

Время пребывания рядом (менее метра) с высокопатогенными по сравнению с низкопатогенными или непатогенными образцами / ©C. Poirotte et al. / Science Advances, 2017

Обонятельный тест показал, что обезьяны проводят значительно меньше времени рядом с образцами, в которых наблюдалось повышенное содержание патогенов, чем рядом с малозараженными или незараженными. По мнению ученых, полученные данные указывают на то, что мандрилы способны различать больных и здоровых особей группы по запаху фекалий.

Статья опубликована в журнале Science Advance.

В последние годы исследователи активно занимаются разработкой устройств, позволяющих быстро диагностировать заболевание по специфическому запаху. Так, уже существует прототип газоанализатора для выявления гриппа и искусственная нейросеть, которая может «вынюхать» 17 болезней.

Британцы впервые за долгое время решили переоснастить свой танковый парк, приняв на вооружение условно «новый» основной боевой танк на базе Challenger 2.

Во время нового полета на Красной планете вертолет Ingenuity переместили на новое место. Ранее он всегда возвращался туда, откуда стартовал.