10.04.2017
Редакция Naked Science

Мандрилы услышали инфекции сородичей

Приматологи из Франции и Германии обнаружили, что мандрилы способны распознавать сородичей, которые заражены кишечными паразитами, по запаху и избегать контакта с ними.

Известно, что паразиты могут отрицательно влиять на здоровье и жизнь хозяйского организма, а зачастую — всей популяции. Риск передачи паразитов предсказуемо выше у социальных животных, многие сообщества которых выработали стратегии избегания инфекций. Так, некоторые виды защищают гнезда от микроорганизмов, практикуют «санитарное» поведение и изоляцию больной особи. Тем не менее, то, как паразиты влияют на социальное поведение, изучено недостаточно. Чтобы восполнить этот пробел, исследователи из Университета Монпелье и других учреждений проанализировали поведение мандрилов (Mandrillus sphinx), обитающих в экваториальных лесах Центральной Африки.

Наблюдения велись с 2012 по 2015 год в рамках проекта Mandrillus Project. Как и у других групповых приматов, ключевым элементом социального взаимодействия M. sphinx является груминг — поиск кристаллов соли, ороговевших частиц кожи и насекомых в шерсти другой особи. Помимо прочего, груминг представляет собой ритуал, который используется для укрепления социальных связей, а также ухаживаний и разрешения конфликтов. Вместе с тем груминг повышает риск передачи паразитов, распространяющихся, в частности, фекально-оральным путем. Целью работы было выяснить, обнаруживаются ли простейшие в шерсти инфицированных животных и ухаживают ли за ними остальные члены группы.

Время, затраченное на груминг инфицированных особей до и через три недели после лечения / ©C. Poirotte et al. / Science Advances, 2017

На первом этапе авторы взяли мазки кожи у 36 мандрилов, инфекционный статус которых был известен. Анализ показал, что число патогенов в шерсти зараженных особей выше, чем у здоровых обезьян. Кроме того, количество паразитов у больных животных оказалось выше вблизи анального отверстия, чем на других участках тела. Наиболее распространенными возбудителями были Entamoeba histolytica и Balantidium coli, вызывающие амебиаз и дизентерию. Затем в течение месяца команда проследила за поведением 25 мандрилов, оценив время, которое каждая особь участвовала в груминге — активно или пассивно.

Согласно результату, зараженные M. sphinx ухаживали за шерстью других членов группы так же часто, как и здоровые, однако последние занимались грумингом переносчиков реже. После этого авторы вылечили 16 инфицированных обезьян от кишечных паразитов и вернули их к остальным, повторив измерения. Выздоровление увеличило время груминга подопытных животных — в ряде случаев в 5–10 раз. Чтобы проверить гипотезу о связи инфекционного статуса с изменениями запаха фекалий, приматологи изучили химический состав образцов от 30 мандрилов. Это позволило выявить изменения показателя в фекалиях с E.histolytica и B.coli, влияющие на их запах.

Время пребывания рядом (менее метра) с высокопатогенными по сравнению с низкопатогенными или непатогенными образцами / ©C. Poirotte et al. / Science Advances, 2017

Обонятельный тест показал, что обезьяны проводят значительно меньше времени рядом с образцами, в которых наблюдалось повышенное содержание патогенов, чем рядом с малозараженными или незараженными. По мнению ученых, полученные данные указывают на то, что мандрилы способны различать больных и здоровых особей группы по запаху фекалий.

Статья опубликована в журнале Science Advance.

В последние годы исследователи активно занимаются разработкой устройств, позволяющих быстро диагностировать заболевание по специфическому запаху. Так, уже существует прототип газоанализатора для выявления гриппа и искусственная нейросеть, которая может «вынюхать» 17 болезней.