• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20 октября, 15:10
МГППУ
200

Психологи выяснили, какие подростки склонны к опасному поведению в интернете и как им помочь

❋ 4.7

Опасное поведение подростков в интернете становится одной из острых проблем современного общества — об этом свидетельствует статистика киберпреступлений. Рост использования цифровых технологий и доступ к разнообразному контенту влияют на формирование личности несовершеннолетних и их психологическое благополучие. Психолог Елена Дозорцева, работающая в Центре психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского и МГППУ, изучила факторы, способствующие развитию рискованного поведения в сети.

Кадр из сериала «Трудные подростки»
Кадр из сериала «Трудные подростки» / © more.tv

Современные реалии таковы, что ребёнок в первую очередь подвергается влиянию интернета: субкультуры, специальные группы, чаты. Молодёжная мода во многом строится на подражании отклоняющемуся поведению лидеров музыкальных групп и блогеров. Алгоритмы приложений погружают ребёнка в «информационный пузырь» из контента, транслирующего примерно одни и те же образцы деструктивного образа жизни.

Возможности интернета позволяют детям и подросткам попробовать себя в различных ролях и примерить разнообразные «маски», скрывая свою собственную личность. В некоторых случаях создание цифровой «теневой» личности может угрожать потерей репутации или превращением в жертву в уголовно-правовом смысле. Нередко подростки формируют несколько аккаунтов и по-разному выступают в каждом из них, демонстрируя социально приемлемый образ в одном случае и отклоняющийся — для избранных и доверенных — в другом. Подобное «раздвоение» цифровой личности содержит в себе риски смешивания идентичности и отклоняющегося поведения.

Психолог Елена Дозорцева предложила модель факторов, влияющих на возникновение и развитие опасного поведения подростков в интернет-среде. Статья опубликована в журнале «Психология и право». Автор провела теоретический анализ и построила модели на основе литературных данных и материалов комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз (КСППЭ) несовершеннолетних, обвиняемых и потерпевших в контексте преступлений, совершённых в интернете. Модели представлены в виде многоуровневых схем, отражающих факторы формирования опасного поведения.

Потенциальные (формирующие) факторы опасного поведения подростков включают влияние специфического интернет-контента с негативными идеями и образцами поведения, а также трудности адаптации подростков в обычной социальной среде, проблемы в отношениях и отсутствие удовлетворения важных потребностей. Интернет даёт детям и подросткам новые возможности и помогает компенсировать некоторые трудности, но вместе с этим создаёт и проблемы. Вред могут приносить плохой контент, зависимость от интернета, а также ослабление умения подростка контролировать и осознавать своё поведение.

Согласно модели У. Бронфенбреннера, ребёнок находится в центре системы, включающей несколько подсистем: микросистему (семья, школа, соседи, люди из ближайшего окружения), экзосистему (непрямое общение — СМИ, дальние родственники, работа родителей) и макросистему (нормы и ценности общества, законы, традиции). В современной действительности в непосредственной близости от ребёнка находится не семья, а гаджеты и интернет, с которыми ребёнок взаимодействует с раннего детства.

Объединив данную модель с биопсихосоциальной моделью Дж. Энгеля, по аналогии с систематикой, предложенной ранее А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой, автор выделила уровни анализа, на которых рассматриваются потенциальные факторы становления преступником или жертвой несовершеннолетних в киберпространстве: макросоциальный, микросоциальный, личностный и психобиологический.

Макросоциальному уровню соответствуют общие для данной культуры идеи, нормы и образцы поведения. Для микросоциального уровня факторов характерны отношения детей и подростков: семейные и межличностные отношения за пределами семьи. Общение как со сверстниками, так и с педагогами в школе и другими значимыми взрослыми. Личностный уровень включает в себя сферу, которая отвечает за то, что человек делает, почему он это делает, какой смысл вкладывает в свою деятельность, черты личности и важное для подростков самовосприятие. Психобиологический уровень — круг генетических, биологических процессов, лежащих в основе работы психики. Сюда относятся и нормальные процессы, такие как психосексуальное развитие подростков, и патология, связанная с биологическими причинами.

Актуальные (ситуационные, провоцирующие) факторы связаны с конкретными эмоциональными и поведенческими состояниями подростков в данный момент, которые могут спровоцировать рискованные действия, опасные для них самих и общества. Такие факторы чаще всего проявляются в конкретных условиях и ситуациях, усиливая готовность подростков совершать опасные поступки. К провоцирующим или усиливающим факторам относится возникновение трудноразрешимых проблем, связанных с фрустрациями, обидами, отвержением окружающими или отдельными значимыми людьми, потерями, неудачами и т. п.

Чем слабее активность на социальных уровнях, тем выше вероятность отклоняющегося поведения. Большему влиянию интернета подвержены дети и подростки, характеризующиеся определёнными особенностями: личностной незрелостью, несамостоятельностью, импульсивностью, конформностью, замкнутостью, враждебностью и агрессивностью по отношению к другим, тревожностью, ранимостью, низкой или колеблющейся самооценкой. Психические расстройства усугубляют данные проявления. Эти и некоторые другие качества делают их, с одной стороны, уязвимыми и плохо адаптирующимися в среде сверстников, а с другой — легко подпадающими под влияние значимых для них людей, что проявляется в их стремлении использовать компенсаторные возможности интернета и получить там поддержку.

Тормозить опасное для себя или других поведение подростка могут личностные установки, в том числе моральные или религиозные. Однако они могут отсутствовать или быть слишком слабыми для сопротивления риску. Если в этот период интернет-среда активно влияет на подростка и предлагает конкретную идею, образец поведения или призывает к опасному действию и при этом у него уже есть склонность к таким поступкам, это может привести к проступку или преступлению.

Психологи подчёркивают необходимость системного подхода к анализу и профилактике опасного поведения подростков в цифровом пространстве, принимающего во внимание сложное взаимодействие различных уровней факторов — от культурных до биологических. Для эффективной психолого-педагогической помощи важно учитывать не только содержание контента, но и индивидуальные и социальные особенности подростков. Результаты могут помочь разработать целенаправленные программы поддержки и профилактики, способные снизить риск негативных последствий использования интернет-среды среди несовершеннолетних.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

9 декабря, 14:52
Адель Романова

В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

6 декабря, 17:02
Максим Абдулаев

Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно