• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.06.2017, 05:18
Редакция Naked Science
384

Езда следом оказалась универсально аварийной

Сотрудники Университета штата Аризона и компании 4M Safety показали, что езда за другом повышает риск опасного вождения даже в безаварийных ситуациях.

giphy
©Wikipedia / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Несмотря на распространенность дорожных аварий факторы риска опасного вождения исследованы слабо. Наименее ясно то, как подобные происшествия связаны с влиянием на водителя других транспортных средств. Прошлые работы показали, что увеличивать вероятность столкновения могут, например, спешка, недооценка собственной и переоценка чужой скорости, а также необходимость следить за реакцией окружающих на желтый сигнал светофора. Авторы новой статьи смоделировали эти условия, чтобы изучить ситуацию следования водителя за другом. В этом случае последний выполняет роль ведущего, тогда как ведомый вынужден фокусировать на нем внимание, чтобы не сбиться с маршрута.

 

Поскольку ведущему водителю хорошо известно направление, он, согласно опытам 2007 года, нередко склонен меньше полагаться на дорожные знаки и чаще превышать скорость. На основании этого ученые сформулировали две гипотезы: ведомый водитель будет нарушать правила вслед за ведущим только в критических ситуациях (в частности, проезжать на желтый свет) или в большинстве случаев. Чтобы проверить их, команда попросила 16 студентов пройти два испытания на симуляторе вождения. На первом этапе участники должны были безаварийно проехать по виртуальному городу со скоростью не более 35 миль в час (около 56 километров в час), ориентируясь на голосовые подсказки GPS-навигатора.

 

Езда следом оказалась универсально аварийной – иллюстрация к материалу на Naked Science

Симулятор вождения, на котором проводились испытания / ©Jaimie McNabb et al., Frontiers in Psychology, 2017

 

Затем функцию навигатора выполняла впереди идущая машина, скорость которой варьировалась в пределах 33–38 миль в час. При этом максимально допустимая скорость испытуемых не изменилась, и они должны были следовать всем правилам. По ходу движения возникали три аварийные ситуации: перед перекрестком на «зебру» слева от ведомого водителя выходил пешеход; у перекрестка перед поворотом направо в том же направлении слева выезжало другое транспортное средство — студент мог выбрать, пропустить машину или ускориться и проехать первым; за две секунды до проезда перекрестка по прямой загорался желтый сигнал светофора. Продолжительность каждого маршрута составила 8–10 минут.

 

Анализ результатов показал, что все ведомые водители независимо от источника навигации повернули перед встречной машиной и проехали на желтый свет, причем в последнем случае участники, которые следовали за другом, повышали скорость. Между тем в ситуации с пешеходом перед «зеброй» студенты тормозили, только когда следовали голосовым подсказкам (44 процента испытуемых). При движении за другом все ведомые водители предпочли ускориться и проехать перед пешеходом. Статистическая обработка и опрос также выявили большую склонность к опасным маневрам (росту скорости и угла поворота руля) и повышенные психические и физические нагрузки при преследовании впереди идущей машины.

 

Таким образом, эксперименты в целом подтвердили гипотезу об общей аварийности езды за другом. Авторы подчеркивают, что тенденция не может объясняться социальным заражением или давлением временных ограничений, поскольку ведущий водитель, в отличие от ведомого, не оказывался в критических ситуациях, а участникам не демонстрировали обратный отсчет. Тем не менее, надежность выводов во многом зависит от реалистичности опыта. Повысить ее можно, в том числе, за счет дополнительной мотивации испытуемых (скажем, системы штрафов) — в жизни движение за другим транспортным средством имеет эмоционально окрашенную цель — и увеличения объема выборки.

 

Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

 

Ранее ученые выяснили, что бесцельные прогулки связаны с меньшим риском дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

10 декабря, 13:58
Андрей Серегин

Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.

10 декабря, 17:17
ФизТех

Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно