03.04.2014
Редакция Naked Science

Рядовые граждане превзошли экспертов ЦРУ

Группа психологов, изучающая работу спецслужб, решила выяснить, могут ли обычные люди предсказать будущие события лучше экспертов, обладающих инсайдерской информацией. Как оказалось, во многих случаях так и происходит.

surprised-man

Три года назад для участия в проекте Good Judgment Project было отобрано 3000 человек. Участники проекта были самыми обычными гражданами из разных слоев общества.

Добровольцам задавали вопросы о будущих событиях, которые могли иметь большое значение для работы спецслужб. Как оказалось, лучшие «предсказатели» – примерно один процент всех участников проекта – давали на 30% лучшие прогнозы о грядущих геополитических изменениях, нежели эксперты, обладающие секретной информацией

Я всего лишь фармаколог. Меня никто не знает, мне не надо заботиться о своей профессиональной репутации в области политологии. Анонимность позволяет мне свободно выражать свое мнение и делать правильные прогнозы.

– Элейн Рич, фармаколог

Элейн Рич – один из самых успешных предсказателей проекта. Когда ей задают вопрос, например, «Вступит ли российская армия в Харьков до 10 мая?», она вначале вникает в тему с помощью поисковика Google, а затем выдает поразительно точные ответы.

За развитием проекта внимательно следили сотрудники американских спецслужб, работающие вместе с психологами. Они считают, что с помощью топ-предсказателей, таких как Элейн Рич, удастся значительно улучшить прогнозы специалистов.

Филипп Тетлок, один из трех ведущих психологов проекта, считает, что «народной мудростью» не следует пренебрегать, и зачастую простые люди могут лучше разбираться в политической ситуации нежели самые подготовленные эксперты.

Речь идет, скорее, о дополнении к существующим методам, а не об их замене.

– Джейсон Матени, Научное сообщество американской разведки IARPA

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.