Деменция начинается гораздо раньше, чем предполагалось — Naked Science
18.11.2020

Деменция начинается гораздо раньше, чем предполагалось

5.1

Немецкие ученые показали, что у деменции есть и более ранняя фаза, которая не только протекает без симптомов, но и почти неуловима для диагностики.

Мозг пожилого человека в норме (слева) и при патологии, вызванной болезнью Альцгеймера (справа), с указанием отличий / ©ru.wikipedia.org

Работа опубликована в журнале Nature Neuroscience. Известно, что болезнь Альцгеймера — нейродегенеративное заболевание, относящееся к деменции и обнаруживающееся, как правило, у людей старше 65 лет — развивается десятилетиями. Первая, ранняя фаза проходит бессимптомно. Она начинается с цепной реакции — протеинопатии, при которой вырабатывается масса ненормально свернутых так называемых бета-амилоидных белков, накапливающихся в мозге в виде бляшек.

Однако ученые из Института клинических исследований мозга Херти и Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний (Германия) показали, что существует еще одна, более ранняя фаза развития болезни. Она запускается невидимыми так называемыми зернами агрегации — крошечными преамилоидными семенами.

Пока эти структуры неуловимы для диагностики, но группа немецких ученых намерена и дальше их исследовать, чтобы найти биомаркеры для обнаружения этих семян, а затем и антитела, которые приостановили бы развитие болезни. Описываемое исследование провели на трансгенных мышах, которых, помимо прочих антител, лечили человеческим моноклональным антителом, обнаруженным в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера, — адуканумабом. Только он показал положительный результат.

Мыши, получавшие адуканумаб всего за пять дней до появления первых отложений бета-амилоидных белков в мозге, в более позднем возрасте (через шесть месяцев) обнаруживали лишь половину накопления этих белков по сравнению с животными, которых не подвергали подобной терапии.

Теперь исследователи надеются, что при помощи этого антитела они смогут получить больше информации для выделения и описания семян агрегации, которые запускают деменцию у людей. И хотя лечение болезни Альцгеймера сегодня уже можно начинать до появления первых признаков ухудшения памяти, на основании своего исследования ученые считают, что терапию деменции нужно проводить еще раньше, причем намного.

Российские судостроители спустили на воду новый малый ракетный корабль проекта 21631. Его передадут флоту в следующем году.