Ученые создали гиперчувствительный электронный «нос» — Naked Science
08.07.2016

Ученые создали гиперчувствительный электронный «нос»

Группа бельгийских ученых разработала наиболее чувствительный датчик микрочастиц, который может быть интегрирован даже в смартфон.

Разработка так называемых электронных «носов» не является инновационным направлением – в течение уже многих лет было представлено достаточно разработок в этой сфере. Многие из них могут выявлять опасные соединения в воздухе. Однако исследователи из Бельгии сумели создать устройство, которое способно определять очень низкие концентрации различных токсинов. Для разработки нового устройства исследователи использовали новый тип материала, называемый металлом органических структур (MOFs).

Металлы органических структур – высокоупорядоченные пористые структуры с огромной площадью поверхности, которая может быть настроена под разные функции. Поры, которые включает в себя данный тип материала, могут быть использован для хранения различных газов и других соединений.

Металлы органических структур / ©kuleuven.be

«Металлы органических структур похожи на микроскопические губки», – объясняет один из создателей проекта. – «Они могут поглотить огромное количество газа в свои крохотные поры».

Исследователи создали инновационный материал, используя органические молекулы и ионы металлов, которые вместе могут впитывать фосфаты, найденные в пестицидах, и нервно-паралитические газы. После этого специальный датчик подает электрический сигнал от сенсора, воспринимающего различные соединения. Таким образом, ученые смогли создать электронный «нос», способный выявлять опасные соединения в воздухе, присутствующие там в очень небольших концентрациях.

Команда разработчиков говорит, что подобные сенсоры веществ в воздухе могут быть нанесены тонкой пленкой на любую поверхность, что позволит оснастить датчиком запахов даже смартфоны. Как ожидается, в дальнейшем данная технология позволит диагностировать рак по одному лишь дыханию человека.