Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10.08.2022
Василий Парфенов
4
20 397

Украинско-американская альтернатива двигателям РД-181 появится в 2024 году

3.1

Изначально выглядевшая многообещающе ракета-носитель Antares в последние годы стала довольно проблемной. Для ее создания требовалась кооперация США, Украины и России, которая в свете сложившейся геополитической обстановки практически невозможна. Решением проблемы станет переход с российских двигателей на созданные в Америке. И ключевую роль в нем сыграет частично украинская компания Firefly Aerospace.

Украинско-американская альтернатива придет на смену двигателям РД-181 в ракете Antares
Старт ракеты Antares с кораблем Cygnus / ©ESVA, NASA / Автор: Сергей Данилов

Как пишет портал SpaceNews, соответствующее соглашение подписано между Firefly и ведущим разработчиком ракеты Antares — компанией Orbital Sciences Corporation (OSC, с 2018 года — подразделение Northrop Grumman). Украинско-американский партнер будет отвечать за проектирование и производство первой ступени с семью двигателями Miranda. Их суммарная производительность превысит таковую ранее использовавшейся пары РД-181 российского производства. В качестве дополнительного преимущества заявлена возросшая грузоподъемность всего носителя: с 8100 килограммов в нынешней конфигурации до 10 500 килограммов (указаны значения для миссий к Международной космической станции).

Детали грядущего сотрудничества пока подробно не раскрывают. Сообщается, что новая первая ступень (с индексом 300) получит не только двигатели разработки Firefly. Ее к тому же будут производить по технологиям этой частной компании — преимущественно из композитных материалов. Отмечается, что переделывать стартовый стол под ступень 300-й серии не потребуется, подойдет прежняя площадка Среднеатлантического регионального космопорта (MARS) в штате Виргиния (рядом с космодромом Уоллопс). Что самое главное — теперь все узлы ракеты будут производиться в США, и проблем с логистикой должно стать намного меньше.

Как вторую ступень OSC планирует по-прежнему использовать твердотопливные ускорители семейства Castor 30, в данном случае — наиболее мощный XL. Применяться обновленный Antares (индекс 330), как и предыдущие версии, должен будет для запуска беспилотных космических кораблей Cygnus. Их задача — снабжать МКС грузами на коммерческой основе по заказу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA).

Напрямую об этом пока не говорится, но, судя по всему, Cygnus так же получит радикальное обновление. Дело в том, что других полезных нагрузок Antares в космос не выводит (хотя теоретически может), так что повышение грузоподъемности ракете не нужно. Тем не менее среди прочего рост забрасываемой массы OSC и Firefly обещают конвертировать в дополнительные 1250 килограммов добра, которые смогут получить экипажи МКС. Сейчас Cygnus способен доставлять до 3700 килограммов (для сравнения: «Прогресс МС» доставляет 2,5 тонны), что уже стало улучшенным показателем по сравнению с первоначальной версией корабля.

Обе компании подтвердили журналистам, что модернизация Antares — не единственная цель сотрудничества. В перспективе OSC вместе с Firefly планируют разработать совершенно новый носитель среднего класса. Его название и хотя бы примерные характеристики не разглашаются. В Northrop Grumman сроки готовности Antares 330 называют как «уже 2024 год». Однако в аэрокосмической отрасли заявленные графики редко соблюдаются — безопасность важнее.

Украинско-американская альтернатива придет на смену двигателям РД-181 в ракете Antares
Испытания прототипа ракетного двигателя FRE-R1, на основе которого позднее создали двигатель Reaver 1. Он, в свою очередь, используется на ракете Firefly Alpha, первый запуск которой в сентябре 2021-го прошел неудачно. Следующий намечен на сентябрь 2022-го / © Firefly Aerospace

История Antares (на первых этапах разработки — Taurus II) отлично иллюстрирует, как многообещающая научно-техническая кооперация ради прогресса может пойти прахом. Orbital задумывала ракету как дешевый и простой носитель для выполнения контрактов NASA по доставке грузов на МКС. Под эти же цели разрабатывали корабль Cygnus, так что параметры целевой полезной нагрузки были понятны. В качестве двигателей выбрали купленные компанией Aerojet в России НК-33, хранившиеся с момента своего производства в 1970-х без дела. Их оснастили современной электроникой, проверили и, назвав AJ26, установили на первую ступень (серия 100). Ее, к слову, заказали у хорошо знакомой с советскими ракетными двигателями организации — украинского «Южмаша». Вторую ступень (Castor 30) сделали из твердотопливного ускорителя Castor 120 для Minotaur-C (он же Taurus) путем уменьшения и небольшой модернизации.

В результате получились Antares 110 и 120, вторая цифра означает версию Castor 30A или B, различаются тягой и эффективностью. Они успешно стартовали четыре раза, пока время не взяло свое и омологированные НК-33 не начали разрушаться прямо в полете или на тестовом стенде. Пятая миссия Antares завершилась катастрофически через несколько секунд после запуска. К сожалению, на этом закончилась и довольно интересная история советских двигателей, которые предназначались для лунной программы, но впервые смогли полететь только в XXI веке и на ракете другой страны.

Замену AJ26 искали недолго: задел НК-33 в свое время привел к созданию РД-170, из которого потом произошли РД-180/181. Переработка первой ступени тоже была быстрой, и появилась серия 200 (пока Antares не мог использоваться, Cygnus летал на Atlas V). Но на дворе уже стоял 2016 год, и отношения как США, так и Украины с Россией стали напряженными. По каким-то причинам Orbital не стали активно искать альтернативы, из-за чего к февралю 2022-го у компании осталось двигателей только на два запуска. А функционирование «Южмаша» оказалось затруднено близостью боевых действий.

Сотрудничество с Firefly в свете сложившейся обстановки выглядит весьма логично. Ключевым инвестором этой компании в 2017 году стал украинский предприниматель Максим Поляков, который не только вдохнул в нее новую жизнь, но и открыл инженерное подразделение у себя на родине.

За четыре года Firefly привлекла несколько сотен молодых специалистов и сотрудников ракетно-космической отрасли Украины. Немалая их часть в последние месяцы мигрировала в Соединенные Штаты. Кроме того, в Америку «переехал» огромный научно-технический потенциал. Хотя Полякову из-за бюрократических тонкостей пришлось продать свою долю в компании, Firefly продолжает развиваться на созданном заделе.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
mostly harmless Есть телега: https://t.me/tempest_exults
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Вчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

Вчера, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

Позавчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

Вчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
-
3
+
"Галантерейщик и кардинал - это сила!" (С)
-
0
+
Что характерно, даже украинский ресурс liga.net не считает эту ракету украинской и упирает лишь на то что "Россию попросили на выход" А также сообщает о намерении американцев сделать ракету "полностью отечественной" Сейчас там используются топливные баки производства Южмаш. Но альтернативный двигатель конечно будет полностью американским, да сама перспективная ракета тоже. Сколько в ней работает теперь украинцев одному Парфенову только известно. https://news.liga.net/world/news/bez-rossii-northrop-i-firefly-uberut-dvigateli-rd-181-iz-antares-i-sozdadut-novuyu-raketu
Не догнал - Поляков продал компанию. Что в ней украинского? Если она украинская, то хрен военные будут давать ей заказы. Если военные дали ей заказы, то она американская.
    Если не ошибаюсь. У Полякова была компания, потом он выкупил другую американскую компанию. Потом американцы кинулись, а американская космическая компания в руках украинца (дело не в национальности, а в том что она не американская. Может конечно и в национальности, если бы принадлежала англичанину, французу или немцу), они заставили её продать. А без этой компании у Полякова почти только чертежи и команда и что-то ещё по мелочи, а так была уже полностью космическая компания. Может где ошибся – исправьте, только без патриотизма.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно