Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
26 сентября
НИУ ВШЭ

Российские ученые представили новый способ изучения когнитивного диссонанса

4.6

Ученые из Высшей школы экономики предложили изучать динамику когнитивного диссонанса с помощью онлайн-ТМС (транскраниальной магнитной стимуляции).

Российские ученые представили новый способ изучения когнитивного диссонанса / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова». Психологи давно заметили, что выбор человека не всегда согласован с его взглядами. Это несовпадение легло в основу теории когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс — это конфликт между выбором, мнениями или предпочтениями человека. Он приводит к дискомфорту, от которого хочется скорее избавиться. Однако один из важнейших факторов этого явления — динамика его возникновения и обработки — до сих пор не изучен.

На сегодняшний день известно, какие области мозга участвуют в процессе когнитивного диссонанса, но неясно, какие функции выполняют те или иные его участки. В изучении этого вопроса ученые используют метод стимуляции. До сих пор они прибегали к методу офлайн-стимуляции: усиливали или подавляли мозговую активность в рамках эксперимента. Например, испытуемый проходил экспериментальное задание, затем делал перерыв, в течение которого ученые стимулировали интересующую их зону мозга. Затем тестирование продолжалось, и ученые проверяли, как менялся результат выполнения задания по сравнению с контрольной группой.

Исследователи из Института когнитивных нейронаук ВШЭ предложили проводить стимуляцию мозга в режиме онлайн во время выполнения задания. Ученые полагают, что метод хронометрической онлайн-ТМС поможет отследить изменение активности медиальной и дорсолатеральной префронтальной коры на каждом из этапов когнитивного диссонанса. Изучение этой динамики в реальном времени позволит понять, какие зоны мозга и в какой последовательности участвуют в процессе принятия решений при когнитивном диссонансе.

«Развитие внутреннего конфликта — сложный процесс, состоящий из многих этапов: идентификации конфликта, реализации когнитивного контроля, его обработки, кодирования предпочтений мозгом и закрепления измененных предпочтений. Пока мы не очень хорошо понимаем, как эти процессы сменяют друг друга и сколько времени уходит на эту смену. Использование хронометрической онлайн-ТМС поможет лучше определять, когда когнитивный диссонанс возникает и преодолевается. Благодаря этому со временем мы сможем уточнить функции самих зон мозга», — отмечает один из авторов статьи, стажер-исследователь Международной лаборатории социальной нейробиологии Юлия Шеронова.

Ученые предлагают осуществлять с помощью метода онлайн-ТМС точечные воздействия на префронтальную кору мозга. «Этот способ должен показать, что изменение действий и взглядов испытуемых не просто коррелирует с активностью префронтальной коры, а происходит вследствие ее стимуляции», — поясняет Алина Давыдова, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований. Метод онлайн-ТМС в режиме реального времени покажет, как человек обработал информацию о когнитивном конфликте и изменил свое поведение именно в результате воздействия на префронтальную кору.

По мнению авторов исследования, теория когнитивного диссонанса может пролить свет на природу таких зависимостей, как курение, наркомания, расстройства пищевого поведения. Понимание того, как развивается внутренний конфликт в процессе когнитивного диссонанса, поможет предложить новые подходы для диагностики и терапии разных физических и психологических зависимостей.