Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Изучены практики научного сотрудничества со шведами в конце XIX века в Арктике
Апатитские ученые на основе архивных документов по истории русско-шведской экспедиции на Шпицберген (1898-1901) изучили практики межакадемического сотрудничества в Арктике того времени. Анализ позволил получить представление о беспрецедентности финансовых и физических затрат России и Швеции на подготовку и проведение экспедиционных работ.
Исторически Арктика — это регион, при изучении которого формировались принципы международного научного сотрудничества. Здесь взаимодействие отдельных ученых заменяли совместные научные проекты общественных организаций, академий, исследовательских центров и фондов разных стран. Начальной формой такого сотрудничества стали межакадемические экспедиционные исследования.
Ученые Кольского научного центра на основе документов из архивов Российской академии наук проанализировали опыт международного научного сотрудничества в Арктике по организации и проведению русско-шведской экспедиции на архипелаг Шпицберген в 1898-1901 годы — одного из первых крупнейших проектов такого рода в истории. Результаты исторического исследования сотрудников Центра гуманитарных проблем Баренц региона КНЦ РАН Ольги Шабалиной и Ксении Казаковой были опубликованы в международном журнале Polar Record. A Journal of Arctic and Antarctic Research. Анализ архивных документов позволил получить представление о беспрецедентности финансовых и физических затрат России и Швеции на подготовку и проведение экспедиционных работ.
Решением проблем, связанных с определением формы Земли, занимались в разных странах. В XVIII – XIX веках метод триангуляций для картографических работ успешно применяли исследователи Германии, Англии, Швеции, Норвегии и России. Гипотеза Ньютона-Гюйгенса о том, что Земля имеет форму сжатого к полюсам сфероида, нуждалась в проверке с помощью градусных измерений в более высоких широтах, чтобы уточнить величину сжатия планеты на полюсах. Наиболее привлекательным для новых исследований выглядел архипелаг Шпицберген, вытянутый по дуге меридиана более чем на 4,25°, имеющий достаточное количество ясных дней в летний период и высот для установки астрономо-геодезических знаков.
Переговоры о научном сотрудничестве между Россией и Швецией, прерванные политическим кризисом середины XIX столетия, были продолжены в конце 1880-х годов после приобретения архипелагом Шпицберген нейтрального статуса (Terra nullius). Именно к этому времени ученые разных стран окончательно поняли, что решить фундаментальные проблемы в Арктике возможно только комплексными усилиями международного научного сообщества, основанными на общей методологической и приборной базе.
На рубеже XIX-XX веков на новый уровень вышла международная деятельность Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Ранее она сводилась к формированию института почетного членства в Академии зарубежных ученых, к личным контактам и обмену научной литературой. Российские ученые стали активно участвовать в работе международных научных организаций и интернациональных научных проектов: Международной сейсмологической ассоциации, Международного союза для изучения Средней и Восточной Азии, Международного магнитного комитета, Международной воздухоплавательной комиссии, Первого международного полярного года и других.
Военные и морские государственные структуры России и Швеции были крайне заинтересованы в измерениях дуги меридиана вблизи географического полюса. Академик О. А. Баклунд поддержал предложение шведов к российским ученым принять участие в градусных измерениях на Шпицбергене. Первым этапом совместной деятельности стали переговоры по согласованию научных методов и организации работ научных команд.
Стратегию исследований разрабатывали с применением межгосударственной дипломатии, что позволило защитить геополитические интересы обеих стран и обосновать необходимость правительственного финансирования проекта на паритетной основе. После официального научного представления проекта российской Императорской Санкт-Петербургской академией наук и Королевской шведской академией наук он был поднят на уровень двустороннего государственного сотрудничества.
В переговорах участвовали члены королевской фамилии Швеции и Российской императорской семьи. Комиссия по градусным измерениям на Шпицбергене просуществовала при Академии наук России с 1898 по 1917 годы. Соответствующая комиссия работала и у шведов. Экспедиционные исследования российских и шведских ученых проводились в летний сезон с 1898 по 1901 годы, а анализ полученных данных продолжался еще более десяти лет.
Экспедицию паритетно финансировали из бюджетов двух государств и значительно превысили запланированные. Расходы только на проведение экспедиционных работ обошлись российской казне в 160 тысяч руб. Шведские затраты составили более 250 тысяч крон.
Апатитские ученые использовали широкий круг источников, хранящихся в Санкт-Петербургском филиале архива РАН: отчетную документацию Комиссии Академии наук по градусному измерению на островах Шпицбергена, доклады академика Ф. Н. Чернышова, руководившего российскими экспедиционными работами, его переписку со шведскими учеными, письма короля Густава и секретаря Шведской комиссии президенту Императорской Санкт-Петербургской академии наук великому князю Константину Константиновичу Романову по вопросам организации работ, о приобретении научного оборудования и так далее. Была также проанализирована переписка по вопросам финансового обеспечения международного научного проекта министров финансов С. Ю. Витте и иностранных дел графа М. Н. Муравьева с президентом Академии наук. Привлечены документы личного происхождения.
В процессе исследования введены в научный оборот персональные документы Николая Ильича Тульского, старшего штурмана, второго помощника и капитана первого в мире ледокола арктического класса «Ермак», хранящиеся Музее-Архиве истории изучения и освоения Европейского Севера Центра гуманитарных проблем Кольского научного центра.
Ученые обеих стран не были интегрированы в единую команду. Потребовалось много времени на обсуждение научных задач экспедиции. Шведы настаивали на проведении только геодезических работ без организации зимовок. Российские ученые, осознавая значительность финансовых и людских затрат на организацию и проведение высокоширотной экспедиции, предлагали круглогодичные наблюдения широкого научного спектра. В результате было принято решение о проведении кроме геодезических работ всесезонных метеорологических и физических наблюдений.
За три года на Шпицбергене были достигнуты выдающиеся научные результаты. Триангуляционная сеть на островах архипелага Шпицберген протянулась на 460 километров с севера на юг. Измерение дуги меридиана вблизи Географического Северного полюса помогло определить форму Земли как геоида, что стало важным фундаментальным результатом проверки гипотезы сфероида Ньютона–Гюйгенса. Ученые двух стран провели гидрологические, биологические и геологические исследования, а также геомагнитные и метеорологические наблюдения на полярном архипелаге.
Мировое сообщество внимательно следило за удачами и проблемами проекта, ход и результаты которого широко освещала пресса. Полученные в экспедиции уникальные научные данные были признаны выдающимся событием в мировой науке. Труды участников экспедиции высоко оценили правительства России и Швеции: им вручили государственные награды двух стран. Кроме того, в 1902 году с одобрения российского императора был учрежден специальный нагрудный знак участника русско-шведской экспедиции 1899-1901 годов, который получили все участники экспедиции из обеих стран.
Исторический опыт организации и проведения русско-шведской градусной экспедиции, изученный апатитскими учеными, имеет большую ценность для понимания специфики потенциального взаимодействия государственных и академических структур разных стран в современных условиях международного научного сотрудничества в Арктике.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Индийские психиатры описали необычное психическое расстройство у мужчины с алкогольной зависимостью. Так называемый синдром инкуба, сопровождаемый сексуальными галлюцинациями, развился у пациента при попытке сократить потребление спиртного.
Парадокс Циолковского — Ферми сформулировали почти век назад: во Вселенной много звезд, у них — планет. Почему же мы не видим следов других цивилизаций в небе? Автор новой гипотезы считает, что все дело в нейросетях.
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии