08.06.2021
1 419

Африканские человекообразные обезьяны в ближайшие 30 лет потеряют ареал своего обитания

4.9

Исследование английских ученых предсказывает резкое сокращение ареала обитания высших африканских приматов — горилл, шимпанзе и бонобо — уже к 2050 году.

Гориллы / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Diversity and Distributions. Для анализа исследователи из Стерлингского и Ливерпульского университетов (Великобритания) собрали информацию о численности африканских приматов, содержащуюся в специальной базе данных IUCN SSC APES. Кроме того, ученые оценили совокупные последствия изменений климата, землепользования и численности населения в ареале африканских обезьян к 2050 году при наилучшем и наихудшем сценариях.

Авторы подсчитали, что в случае постепенного снижения выбросов углерода и принятия соответствующих мер по их смягчению человекообразные обезьяны потеряют 85 процентов своего ареала. При этом 50 процентов будут находиться за пределами национальных парков и других территорий, охраняемых законодательством. Наихудший сценарий предполагает 94 процента потерь, из которых 61 процент придется на незащищенные территории.

Впрочем, если приматы будут перемещаться в гористую местность (куда в результате глобального потепления передвигается и растительность) и уходить с равнин, то, по мнению авторов, они смогут выжить и даже увеличить свой ареал (в зависимости от вида), но, увы, далеко не все способны покинуть низменность за время, которое осталось до 2050 года.

«Должна быть тотальная ответственность за то, чтобы остановить сокращение численности человекообразных обезьян. Глобальное потребление природных ресурсов, добываемых в странах ареала обезьян, — основной фактор сокращения их численности. Все страны, извлекающие выгоду из этих ресурсов, несут ответственность за обеспечение лучшего будущего для человекообразных обезьян, их мест обитания и людей, живущих там же, путем развития более устойчивой экономики», — заключают авторы.