05.05.2015
Редакция Naked Science

Знаменитые «Столпы Творения» в Туманности Орел — теперь в 3D!

Плотные облака «Столпов Творения» – области активного звездообразования в Туманности Орел (Мessier 16) – в астрономии не менее известны, чем Мона Лиза в искусстве. Именно они 20 лет назад стали «моделью» для одного из самых знаменитых и впечатляющих снимков космического телескопа Hubble. Плотные скопления газа и пыли, эффектно подсвеченные вспышками ярких молодых звезд О- и В-класса, продолжают притягивать внимание и сегодня.

Кстати, на самом деле «Столпы Творения» находятся на грани гибели: астрономы считают, что эти скопления уже «поражены» взрывом расположенной неподалеку сверхновой. Просто случилось это 6 тыс. лет назад, и свет того события дойдет до нас только через тысячу лет. Ну а до тех пор мы еще можем полюбоваться грандиозным зрелищем «звездной колыбели» и изучить ее повнимательнее.

Новые наблюдения «Столпов Творения» были проведены с помощью интегрального полевого спектрографа MUSE, установленного на телескопе VLT европейской обсерватории ESO. В поле зрения аппаратуры попали не только сами эти облака, но и расположенное неподалеку скопление NGC 6611, также входящее в Туманность Орел (в южном созвездии Змеи).

Чтобы лучше выяснить сложные взаимоотношения структур этой туманности, астрономы восстановили трехмерную картину их расположения в пространстве: «столпы» окружают центральное скопление, как громадные скалы, мало-помалу уносимые ветром. По современным подсчетам, масса их достигает 200 масс Солнца и уменьшается на 70 солнечных масс каждые миллион лет. Окончательно они исчезнут примерно 3 млн лет спустя.