26.04.2016
Редакция Naked Science

Ученые создали золотую «наногубку», способную улавливать солнечное излучение и вырабатывать пар

Усеянная наноразмерными порами металлическая структура улавливает солнечную энергию, превращая ее в пар с эффективностью 90%.

71m-ye6dbxl

Разработчики из китайского Нанкинского университета сообщают, что полученная ими структура способна поглощать до 99% энергии солнечного света в видимом, а также ближнем и среднем инфракрасном диапазонах – «чернота» ее сравнима с углеродными нанотрубками. Это позволяет металлу с высочайшей эффективностью вырабатывать пар даже при слабом освещении.

«Это открывает множество новых возможностей в плане получения новых каталитических материалов, очистки воды, создания датчиков и детекторов, – добавляет один из авторов работы Цзя Чжу (Jia Zhu). – Паром можно уничтожать бактерии, его можно использовать для работы двигателей и генераторов электричества, его можно сконденсировать, получив чистую воду».

Структура, описанная исследователями в журнале Science Advances, содержит «облако» свободных электронов, способных возбуждаться под действием излучения. Ученые создавали такие материалы и прежде, однако все они были эффективны лишь в узких областях спектра, а получение их было чрезвычайно сложной, требующей дорогостоящего оборудования задачей. Вариант, предложенный Цзя Чжу и его коллегами, производится намного проще: при помощи анодизации алюминия. Такой же процессс используется для получения окрашенных, стойких к царапинам корпусов современных смартфонов.