Смертельный вирус свиней расползается по миру в пакетах — Naked Science
09.10.2015

Смертельный вирус свиней расползается по миру в пакетах

Пути, которыми вирусные эпидемии пересекают границы и океаны, часто остаются загадкой. До сих пор неясно, как в 1999 году в США оказался вирус Западного Нила. Нет строгих доказательств гипотезам о том, откуда в аэропортах появляются кластерные вспышки малярии. Так что, когда в 2013-м на территории Америки появился прежде здесь не встречавшийся вирус эпидемической диареи свиней (Porcine Epidemic Diarrhea Virus, PEDV), эпидемиологи были озадачены – и уже вскоре развернулись поиски источника болезни.

PIGPED9NE050614CEL_webDay2

Были проверены разные пути проникновения вируса: утечка из микробиологической лаборатории, перелет с мигрирующими птицами, передача с семенем животных-оплодотворителей из других стран, с компонентами корма и породистыми свиноматками. Геном вируса оказался ближе к китайским штаммам PEDV, но и поиски «на местности» ничего не дали.

А эпидемия разрасталась: в ходе нее погибло более 10% всего поголовья свиней в США – миллионы животных. Для вируса территория была неосвоенная, местные свиньи не имели никакого иммунитета против PEDV, и распространялся он быстро. Цены на свинину подскочили вдвое, на борьбу с болезнью было затрачено 1.8 млрд долларов. И вот лишь теперь Инспекционная служба по животным и растениям при Министерстве сельского хозяйства США заявила о том, что ее специалистам удалось идентифицировать источник заразы.

Все это время вирус прятался буквально под носом и разносился на больших пластиковых мешках, в которых перевозят корм и его компоненты. Уже на территории США их содержимое используют, а сами мешки пускают дальше в работу – обычно, смешав компоненты корма, его снова фасуют в них и рассылают по заказчикам. До сих пор потенциальная опасность этого ускользала из внимания, и никаких правил, которые регулировали бы распространение заокеанских мешков или их стерилизацию, не существует.

Стандартные мешки FIBC (Flexible Intermediate Bulk Containers, «Гибкие промежуточные грузовые контейнеры») производят из ткани, сплетенной из полиэтиленовых или полипропиленовых волокон. В грузоперевозках они распространены настолько широко, что само их производство стало многомиллионным бизнесом с десятками крупных игроков по всему миру. Они используются для перевозки множества сыпучих грузов, поскольку прочны, легки, дешевы и герметичны, их легко складировать один на другой. И они оказались отличным средством для распространения вирусов.