Ученые проникли в тайну знакомства сперматозоида и яйцеклетки — Naked Science
17.04.2014

Ученые проникли в тайну знакомства сперматозоида и яйцеклетки

Каким образом яйцеклетка и сперматозоид опознают друг друга? Благодаря какому механизму, приняв один сперматозоид, яйцеклетка тут же «закрывается» для других? Эти до сих пор нерешенные вопросы, наконец, получили ответы – благодаря Юноне и Идзумо.

Оплодотворение происходит, когда яйцеклетка и сперматозоид встречаются и объединяются, формируя эмбрион. Но каким именно образом происходит процесс «знакомства» между ними – до сих пор оставалось тайной.

Теперь же исследователям удалось идентифицировать протеин на поверхности яйцеклетки, который взаимодействует с другим протеином на поверхности сперматозоида, в результате чего обе клетки объединяются.

Протеин яйцеклетки окрестили именем римской богини плодородия и брака Юноны, мужской же протеин назвали Идзумо в честь синтоистского святилища – излюбленного места совершения брачных церемоний.

Оба этих протеина, как оказалось, играют важнейшую роль в размножении млекопитающих, включая человека. Понимание их роли может помочь в дальнейшем развитии методов лечения бесплодия, а также разработке  новых видов противозачаточных средств.

Исследуя процессы взаимодействия между Юноной и Идзумо, мы теперь точно знаем, что должно произойти между протеинами-рецепторами на поверхности яйцеклетки и сперматозоида в момент зачатия.

– Гэвин Райт, институт Welcome Trust Sanger

В настоящее время ученые исследуют яйцеклетки бесплодных женщин, пытаясь определить, есть ли дефекты у их рецепторов Юноны. Ведь до сих пор примерно 20 процентов случаев бесплодия не были объяснены современной медициной.

Протеин Идзумо был обнаружен японскими специалистами еще в 2005 году, однако его партнера на женской яйцеклетке до сих пор найти не удавалось. Исследователи из института Sanger создали искусственную версию Идзумо и экспериментально установили, с каким именно протеином яйцеклетки она взаимодействует.

Ученые отметили также, что как только начинается процесс оплодотворения, Юнона сразу же исчезает с поверхности яйцеклетки, как бы «запираясь на замок» от других сперматозоидов.

Специалисты показали устройство подводной лодки типа Gator, или SDV Mk.8 Mod 0. Она предназначена для доставки бойцов формирования специального назначения SEAL к цели.