Ученые проникли в тайну знакомства сперматозоида и яйцеклетки — Naked Science

Ученые проникли в тайну знакомства сперматозоида и яйцеклетки

Каким образом яйцеклетка и сперматозоид опознают друг друга? Благодаря какому механизму, приняв один сперматозоид, яйцеклетка тут же «закрывается» для других? Эти до сих пор нерешенные вопросы, наконец, получили ответы – благодаря Юноне и Идзумо.

Оплодотворение происходит, когда яйцеклетка и сперматозоид встречаются и объединяются, формируя эмбрион. Но каким именно образом происходит процесс «знакомства» между ними – до сих пор оставалось тайной.

Теперь же исследователям удалось идентифицировать протеин на поверхности яйцеклетки, который взаимодействует с другим протеином на поверхности сперматозоида, в результате чего обе клетки объединяются.

Протеин яйцеклетки окрестили именем римской богини плодородия и брака Юноны, мужской же протеин назвали Идзумо в честь синтоистского святилища – излюбленного места совершения брачных церемоний.

Оба этих протеина, как оказалось, играют важнейшую роль в размножении млекопитающих, включая человека. Понимание их роли может помочь в дальнейшем развитии методов лечения бесплодия, а также разработке  новых видов противозачаточных средств.

Исследуя процессы взаимодействия между Юноной и Идзумо, мы теперь точно знаем, что должно произойти между протеинами-рецепторами на поверхности яйцеклетки и сперматозоида в момент зачатия.

– Гэвин Райт, институт Welcome Trust Sanger

В настоящее время ученые исследуют яйцеклетки бесплодных женщин, пытаясь определить, есть ли дефекты у их рецепторов Юноны. Ведь до сих пор примерно 20 процентов случаев бесплодия не были объяснены современной медициной.

Протеин Идзумо был обнаружен японскими специалистами еще в 2005 году, однако его партнера на женской яйцеклетке до сих пор найти не удавалось. Исследователи из института Sanger создали искусственную версию Идзумо и экспериментально установили, с каким именно протеином яйцеклетки она взаимодействует.

Ученые отметили также, что как только начинается процесс оплодотворения, Юнона сразу же исчезает с поверхности яйцеклетки, как бы «запираясь на замок» от других сперматозоидов.

Американские физики получили новые данные о внутреннем строении протона, которые идут вразрез с результатами экспериментов, проведенных в начале 1990-х. Они дают шанс уже «отложенным в сторону» теориям, объясняющим асимметрию этой частицы, снова стать актуальными.