Подводные руины древнего города оказались результатом работы бактерий — Naked Science

Подводные руины древнего города оказались результатом работы бактерий

Минералогические исследования фрагментов античных строений, поднятых со дна Средиземного моря, показали, что эти упорядоченные структуры появились еще 3 млн лет назад и оказались «делом рук» сульфатредуцирующих бактерий.

greece

Таинственные развалины города были обнаружены дайверами на дне Средиземного моря близ греческого острова Закинф в 2014 г. На фотографиях проступали упорядоченные структуры, чрезвычайно похожие на мощеную плитами мостовую, основания колоннад… И хотя сомнения в их искусственном происхождении возникли почти сразу, находка выглядела очень интересной, так что Эфорат подводных древностей при министерстве культуры Греции организовал ее детальные исследования.

Спустившиеся к «развалинам» экспедиции не сумели найти ни монет, ни инструментов, ни прочих обычных для человеческого поселения артефактов. А детальное изучение «развалин» показало, что они имеют микробное происхождение: к таким выводам пришли авторы новой работы, опубликованной в журнале Marine and Petroleum Geology.

Ее авторы получили образцы «руин» и установили содержание в них различных изотопов углерода, кислорода и стронция, которые служат надежными индикаторами происхождения. Они показали, что в основании «колоннад» и «мостовой» лежат колонии сульфатредуцирующих бактерий. Их жизнедеятельность повлияла на химические процессы, протекающие в верхних придонных слоях, и стимулировала накопление доломита, осадочной породы, содержащей карбонаты кальция и магния.

©UEA

В сочетании с метаном, который является побочным продуктом работы таких бактерий, доломит образовал структуры, действительно похожие на дело человеческих рук. Диффузные потоки метана привели к формированию «плит мостовой», а более сконцентрированные и узкие – круглых «оснований колонн». Ученым удалось и датировать их возрастом порядка 3 млн лет – куда древнее, чем самый древний античный город.