Мозг зависимых научат оставаться «в завязке» — Naked ScienceNaked Science
31.05.2016, 17:49
Naked Science

Мозг зависимых научат оставаться «в завязке»

Активность нейронов, расположенных в вентральном сегменте бледного шара — области мозга, регулирующей мышечный тонус, — связана с рецидивом аддиктивного поведения. Об этом свидетельствует исследование, проведенное на базе Университета Джона Хопкинса (США).

pmb519536f06_hr

В рамках эксперимента ученые сформировали у крыс обусловленный рефлекс, сочетая различные звуки — сирену, отрывистый сигнал и другие — с вознаграждением в виде подслащенной воды. Получить подкорм грызуны могли, потянув за рычаг. После закрепления рефлекса исследователи изучили нейронный отклик животных на раздражитель: любой из ассоциативных звуков провоцировал масштабный всплеск активности в вентральном сегменте бледного шара.

Кроме того, особи с наиболее устойчивым нейронным откликом на звук демонстрировали повышенную скорость реакции, обнаруживая подслащенную воду быстрее, чем другие. Опираясь только на показатели электрохимической активности мозга, специалисты могли прогнозировать, как скоро крыса найдет лакомство.

На следующем этапе работы исследователи блокировали активность вентрального бледного шара с помощью оптогенетики — метода, позволяющего воздействовать на клетки световыми пучками. Услышав сигнал, животные с подавленными нейронами были менее склонны к манипуляциям с рычагом или тянули его гораздо медленнее.

Открытие может лечь в основу поддерживающей терапии различных зависимостей, уверены ученые.

«Внешние стимулы — блеск порошка, напоминающего кокаин, или звук грузовика с мороженым — способны вызвать рецидив пристрастия к наркотику или новый приступ булимии. Наши результаты показывают, где расположен источник, связывающий раздражитель с поиском пищи или психоактивных веществ», — сообщила доктор Джоселин Ричард, подчеркнув, что о полном купировании интереса к внешним стимулам речь не идет.

«Мы лишь хотим снижать градус чрезмерной мотивированности к вознаграждению», — заявила она.