Космические пустоты двигаются и сливаются, как гигантские пузыри — Naked Science
19.10.2015

Космические пустоты двигаются и сливаются, как гигантские пузыри

Самые громадные элементы крупномасштабной структуры Вселенной вовсе не неподвижны. Нити и «стены», сложенные целыми скоплениями галактик, обширные войды – пустоты между ними – перемещаются, сходятся и сливаются, как пузыри мыльной пены.

vmBnAIS

Размеры этих структур превышают все мыслимое. Войды – практически лишенные и обычной, и темной материи пустоты Вселенной – тянутся на многие десятки мегапарсеков, сотни миллионов световых лет, оплетенные нитями «космической паутины». Почти лишенные материи, они не имеют собственной гравитации. Поэтому считалось, что (без учета изменения размеров, вызванного расширением Вселенной) эти войды неподвижны и статичны. Однако аргентинские астрономы недавно показали, что это не так и «провалы Вселенной» должны двигаться и сливаться друг с другом.

«Мы были очень удивлены, обнаружив такое крупномасштабное, согласованное движение», – говорит один из авторов работы Диего Ламбас (Diego Lambas).  Данные космического обзора Sloan Digital Sky Survey ученые сравнили с моделью, описывающей «космическую сеть» крупномасштабной структуры Вселенной, которая содержит более 200 войдов. Обнаружилось, что они имеют собственное движение относительно расширяющегося пространства, и немалое: 300-400 км/с.

Не стоит забывать, что сами по себе войды – лишь пространство пустоты и реально движутся их «стенки», сложенные скоплениями галактик, нитями темной и обычной материи. Поэтому сравнительно некрупные войды демонстрируют тенденцию сливаться друг с другом. Их окружают более или менее плотные скопления, которые за счет своей гравитации стремятся схлопнуться. При этом более крупные войды, лежащие в областях с плотностью ниже средней, наоборот, расширяются.

Крупномасштабная структура Вселенной не статична. В небольших промежутках времени она постоянно меняется, причем движутся все ее детали – и скопления галактик, и нити темной материи, и даже почти совершенно пустые войды.

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.