Ученые: Любители «умных» цитат не очень умны — Naked Science
05.12.2015
Редакция Naked Science

Ученые: Любители «умных» цитат не очень умны

Ученые выяснили, что любители «умных» цитат не очень умны. Такие высказывания в огромном количестве присутствуют в сети Интернет.

liveinternet

Свои выводы опубликовал исследователь Гордон Пенникук (Gordon Pennycook) совместно со своими коллегами, представляющими Университет Уотерлу. Всего на предмет псевдоинтеллектуальной информации были протестированы 300 человек. Участники эксперимента оценивали высказывания по специальной шкале от 1 до 5 баллов. Выяснилось, что относительно высокий балл может набрать даже простой набор слов.

Был использован специальный сайт, генерирующий псевдоинтеллектуальные цитаты. Среди высказываний, например, были такие: «Скрытое значение формирует бесподобную абстрактную красоту» или «Мы на перекрестке изменений и желаний». Конечно, все это звучит красиво, но в действительности никакой смысловой нагрузки не несет. В то же время 27% опрашиваемых заявили, что высказывания являются «глубокими» и «очень глубокими».

Затем был проведен второй этап тестов, в рамках которого участники должны были оценивать псевдоинтеллектуальные высказывания, оставленные настоящими людьми. «Божественные чувства, такие как любовь, сострадание, радость и спокойствие, не зависят от внешних факторов. Они – качества нашей души», – написал американский врач и публицист Дипак Чопра в своем твите. Нужно сказать, что научное сообщество критично воспринимает работы Чопры. Исследователи говорят, что изложенные в них идеи препятствуют нормальному лечению.

Но участники эксперимента высоко оценили эти высказывания, и результат был сравним с первым этапом. Наконец, ученые показали опрашиваемым обычные предложения, несущие простой и всем понятный смысл. Например: «Новорожденным требуется постоянное внимание». Как и ожидалось, большинство участников посчитали такие цитаты неглубокими, но полезными.

Кроме тестов ученые рассмотрели персональные качества опрашиваемых. Их, в частности, попросили ответить на вопросы о себе и о мире, который их окружает. Выяснилось, что интеллект любителей «умных» цитат не очень высок, и они часто верят теориям заговоров, альтернативной медицине и тем, кто рассказывает про паранормальные явления.

Сами эксперты считают, что развитие технологий (среди которых Интернет) сталкивает человека с псевдоинтеллектуальными высказываниями намного чаще, чем когда бы то ни было. В некоторых случаях мозг попадает в «ловушку», заведомо полагая, что перед ним важная информация.

Ранее, напомним, другие исследователи пришли к выводу, что национализм и религиозность имеют одну природу. В обоих случаях речь идет о реакции мозга на некую внешнюю угрозу. Эти данные были получены при помощи магнитной стимуляции головного мозга.