Под микроскопом: любовь — Naked Science

Под микроскопом: любовь

Она его за муки не любила, а он ее за состраданье не любил. Скорее, так перевели бы классика докучливые ученые, если бы их допустили до наследия «лебедя Эйвона». Да и само наследие едва ли случилось бы, если бы Шекспир узнал, на какие составляющие разложили работники пинцета и пробирки его «тупое острие любви». Только, кажется, ученых это мало волнует, они упрямо продолжают искать «формулу любви». И кое-что уже нашли.

Папа работает, мама — красивая

Для того, чтобы еще раз доказать прописные истины, исследователи организовали серию экспериментов. На то они и ученые. Выяснили: мужчины любят глазами, а женщины… гиппокампом (только ли им, впрочем, пока изучено не до конца — прим. авт.) – участком мозга, отвечающим за воспоминания. Сильный пол интересует, прежде всего, внешность избранницы, слабому нужен мужчина «с характером». Положительным, разумеется. Это и понятно. Только «хороший человек», как с точки зрения эволюции, так и с точки зрения женщины, полюбит, сможет позаботиться об их будущей семье и вообще станет «каменной стеной».

«Женщина должна помнить, что мужчина сделал в прошлый Валентинов день, что обещал на прошлое Рождество, чего не сделал прошлым летом, – цитирует доктора Хелен Фишер, преподавательницу Ратгерского университета (Rutgers University; США) National Geographic (далее — NG. — прим. авт). – Воспоминания нужны ей, чтобы понять, будет ли он хорошим мужем и отцом».

То же можно сказать, кстати, и о всем известной любви некоторых женщин к состоятельным и авторитетным мужчинам. «Он просто лучше обеспечит своих детей», – оправдывает наука таких дам.

А вот с внешностью сложнее? Эксперименты показывают: вовсе нет. Оказалось, что 90-60-90 — вовсе не так «скучно и просто», как хотелось бы думать некоторым. Большинство мужчин предпочитает женщин, объем талии которых составляет ровно семь десятых от объема бедер.

Считается, что обладательницам подобных пропорций легче забеременеть и выносить ребенка, у них реже случаются выкидыши. Эти особенности, а еще губы правильной формы, четко очерченные щеки и большая грудь регулируются гормоном эстрогеном и являются так называемыми гормональными индикаторами. Последние, однако, есть и у мужчин. Они традиционны: высокие скулы, сильная челюсть и широкие плечи. И женщины, конечно, тоже не прочь пофлиртовать с таким «культуристом». Всей этой красотой сильный пол обязан уже другому гормону — тестостерону.

«Женщины тоже любят глазами, – заключает д-р Фишер. – Но мужчины любят глазами сильнее».

А еще мужчины любят молодых. Если перевести на «язык» эволюции — женщин фертильного возраста. Ведь задача «самца» оплодотворить как можно большее количество «самок» – для того, чтобы те родили ему много детей. Все правильно.

Феромоны не обманешь!

Чтобы это определить, каверзные исследователи из университета Нью-Мехико (New-Mexico University) задумали «ароматный» эксперимент. Они предложили своим студенткам… понюхать мокрые футболки незнакомых мужчин, которые только что от души поиграли в баскетбол (самих мужчин девушки, конечно, не видели). Студентки страдали не зря. Вывод стал открытием: девушкам нравился запах тех мужчин, иммунная система которых отличалась от их собственной. И чем больше она отличалась, тем больше нравился им «фимиам» (читай — мужчина. – прим. авт.). И опять все объясняет эволюция. Иммунная система помогает нам бороться с болезнями. Ее свойства зависят от генов. Люди, унаследовавшие различные гены, имеют явное преимущество в борьбе «за место под солнцем».

Впрочем, ученые докопались и до кое-чего еще. Оказывается, наши носы не только распознают деятельность различных генов, но и могут обнаруживать симметрию. Студентки из университета Нью-Мехико, сами того не ведая, выбирали мужчин с более симметричными пропорциями. Конечно, если бы представителям сильного пола пришлось подвергнуть свои носы такому же испытанию, ничего бы не изменилось. Симметричное лицо и фигуру оба пола стараются выбирать всегда. Ученые выяснили это еще в 1990-х годах.

NG цитирует в этой связи преподавателя вышеназванного университета, биолога Рэнди Торнхилла: «Симметрия — надежный показатель качества. Ведь ее очень тяжело достичь!»

«Он такой умный и добрый!»

Слышали? Если Вы – чья-то подруга, несомненно. Если друг — наверняка; просто поменяйте женский род на мужской. Оказывается, и эти качества, которые мы, безусловно, ищем в нашем избраннике (-це) вполне согласуются с теорией эволюции Дарвина. Как «умный», так и «добрый» партнер поможет выжить и вырастить «качественное» потомство, это понятно. Однако, обе добродетели — еще и показатель (опять же) отличной наследственности.

«Разум помогает продемонстрировать наличие хороших генов, ведь любые мутации тормозят развитие и негативно воздействуют на ум, – цитирует NG психолога-эволюциониста, ассистента профессора университета Нью-Мехико Джеффри Миллера. – То же — в отношении моральных ценностей. Это снова показатель качественной наследственности. Ведь практически любой урон, нанесенный телу, мутации делают человека эгоистичным. Кроме того, доброту невозможно подделать (в отличие, например, от такого «гормонального индикатора», как женская грудь. — прим. авт.), она никогда не бывает искусственной. То же самое касается творческих способностей».

По данным Королевского общества биологических наук, у художников и поэтов было в два раза больше сексуальных партнеров, чем у нетворческих людей.

А есть ли любовь?

Д-р Хелен Фишер в такую философию ударяться не стала, а попросту разбила процесс сексуального притяжения на три стадии: страсть, романтика и привязанность. Первая, по сути, просто половое влечение и стремление к сексуальному удовольствию. Все, что говорилось выше, как раз и относится к этой стадии. Но вот мы выбрали того (ту) единственного и неповторимого – что дальше? Хелен объясняет, что страсть к избраннику как раз и подогревает романтика – исступленный восторг, настолько сильный, что о нем, по словам Фишер, должен предупреждать Минздрав.

Неромантичная истина в том, что романтика появилась благодаря успешным в эволюции парам, которые хотят заниматься сексом друг с другом, пока женщина не забеременеет. Все логично.

Но скептичным ученым, как всегда, и этого мало. Им нужны факты. В виде химических веществ, которые помогли бы отличить романтичную любовь от сексуального влечения. И снова «под рукой» оказались студенты. На этот раз из Ратгерского университета. Исследователи нашли то, что искали: за влюбленность отвечает так называемое хвостатое ядро в мозгу. Именно оно активизируется, когда мы начинаем страстно кого-то вожделеть. Само же состояние влюбленности влияет на наш мозг, как выяснилось, почти так же, как некоторые запрещенные стимуляторы. Например, кокаин. Всему виной гормон дофамин – один из основных химикатов эйфории в организме.

Между тем, Хелен Фишер считает, что романтичной любви, подкрепленной дофамином, недостаточно, чтобы сохранить пару надолго. А сохранить (опять же, с позиции эволюции) необходимо — чтобы вырастить потомство, разумеется.

«Романтичная любовь требует больших метаболических затрат, – говорит Фишер. – Вы гуляете всю ночь, разговариваете до рассвета, занимаетесь любовью до полудня. Но организм не может приспособиться к постоянным нагрузкам».

На помощь приходит очередной гормон (читай, самое настоящее «приворотное зелье» – прим. авт.) — окситоцин. Раньше считалось, что он лишь стимулирует роды и выделение молока у матери. Но выяснилось, что он выделяется как у мужчин, так и у женщин и влияет на обоих. Окситоцин выделяется при занятии сексом. Именно поэтому, чем больше им занимаешься, «тем больше хочется» – чем больше пара занимается любовью, тем крепче будет их связь. Именно он, по мнению ученых, порождает чувство привязанности — третью и последнюю стадию любви. Кстати, именно поэтому Фишер предупреждает своих студентов «не играть с огнем», занимаясь сексом с теми, в кого они не хотели бы влюбиться.

Изменять нельзя хранить верность

Каждый поставит запятую там, где посчитает нужным. Доктор Калифорнийского университета (UCLA, Лос-Анджелес) Жан Гонзага полагает, что человек может быть как верным, так и «изменщиком». Все зависит от окружающей обстановки. Проведя ряд оригинальных экспериментов, он выяснил, что человек больше склонен оставаться с одним партнером, чем каждый раз поддаваться искушению на стороне.

Таким образом, наука авторитетно заявляет: любовь есть. Но она находится в постоянной борьбе с вожделением, которое угрожало, угрожает и будет угрожать ей всегда. Хотим ли мы этого — вопрос двадцать пятый.

Измена — не единственная угроза пары.

«Наши исследования показывают, что наибольшая опасность исходит из следующих ситуаций, – рассказывает доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой конфликтологии и девиантологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, семейный психотерапевт Елена Змановская. – Это, во-первых, директивное вмешательство в жизнь супругов их родителей; во-вторых, неразрешенные симбиотические отношения одного из супругов с родителем противоположного пола («мамочкин сынок» и «папина дочка»); третье – отсутствие отдельного жилья и собственной спальни».

Следующим в списке идет сексуальная провокация со стороны друзей или коллег по работе. «Догоняет» ее физическое переутомление и трудоголизм. Далее – компания друзей, естественно. Еще: зависимое поведение одного из супругов; потери (болезни, увольнение с работы, аборт, потеря ребенка); серьезные проблемы с детьми (болезни, сниженный интеллект, инвалидность, подростковый кризис, девиантное поведение). Конечно, это лишь «объективные» причины расставаний двух, казалось бы, любящих друг друга людей. Есть еще психологические. Такие как: борьба за лидерство, нереализованные ожидания, эгоцентризм и пр. Но все они уже — более субъективны.

А как же душа?

А вот как. Психологи в большинстве своем несклонны «хладнокровно» относиться к человеку как таковому. «Биологию никто не отменял, но и психологию тоже», – настаивают они. А вслед за ними и Ваша покорная слуга, ибо, кроме прочего, и сама являюсь психологом. Увы, у «науки о душе» нет таких «генетически обоснованных» доказательств, как у биологии. Однако, зерно истины при желании в ней может отыскать любой.

Первый брак заключается на основе конфликта с родителями (имеются в виду не только и не столько конфликты «здесь и сейчас», сколько те, что идут из глубокого детства и, как правило, не осознаются). Об этом знают, пожалуй, все «сердцеведы». А уж о том, что второй муж (жена) часто выбирается «от противного» – лишь бы не был похож на «эту»/«этого» (бывшего супруга) — Вам расскажет любая бабуля на скамейке.

А как Вам такая сентенция: человек (в том числе и при выборе брачного партнера) стремится к привычному для него напряжению, а вовсе не к удовольствию? Вы можете не верить, но многие специалисты считают, что это действительно так. Вспоминаете знакомую (знакомую знакомых, подругу, героиню фильма — неважно), которая настолько «невезучая», что третий раз выходит замуж за алкоголика. Суть такой «невезучести» для психологов открывается просто как ящик. Женщине зачем-то это «надо». Возможно, чтобы «завершить» (неосознанно, разумеется) отношения с ее собственным отцом-алкоголиком. Только разрешить их в реальной жизни не получается (для этого есть психотерапия, но это другой вопрос)…

Приведем семь видов «брака», о которых нам рассказывает психологическая наука. Может быть, кого и узнаете.

Одна из самых распространенных связей – так называемое симбиотическое слияние. Видели ли Вы такое: сорокалетний «ребенок» не пришел домой ночевать – у матери три скорых за ночь. Муж задержался на работе на пятнадцать минут — жена пьет успокоительное. Это об этом браке.

Корни такого «слияния» тянутся из детства, когда «любящая» мать слишком сильно была зациклена на ребенке. Психологи называют такую любовь «удушающей».

Невротическая комплементарность — второй вид связи. Она же – чаще всего встречается. Проявляется, прежде всего, в отношениях, где один из партнеров как бы выполняет роль «тирана», а второй – «жертвы» (вспоминайте жену алкоголика). А еще инфантильный муж (читай — «ребенок») и строгая жена (читай – «мать»). Третий вид «союза» – нарциссическое продолжение. У меня нет мировой славы, караул. А ведь выход есть — найти себе «звезду».  Отождествляя себя со «светилом», человек словно приобретает его «лучи». Вспоминайте актеров эстрады и кино и их подчас «серых мышек» – жен (мужей).

Еще один вид — конкурентный брак. Когда муж и жена, подобно брату и сестре, вечно соревнуются друг с другом. Пятый тип — любовная зависимость. Индикатор последней – состояние, когда человек полностью утрачивает контроль в отношениях с «любимым» («любимой»). То, что в литературе называется — роковая любовь. Еще один важный маркер того, что человек оказался в такой связи: с течением времени ему нужно чувствовать себя все более зависимым (опять же, как у алкоголика и наркомана), ему нужно все больше чувств, и, в конечном счете, страданий. В конце концов, человек должен пожертвовать жизнью…

Последний вид – так называемая порнографическая связь. Это нечто большее, чем «вирт» – когда люди ничего друг о друге не знают, но занимаются сексом. Здесь психологи винят во всем бессознательный страх близких отношений.

Вопрос «кто виноват» решен, но «что делать»? Елена Змановская приводит в этой связи интересную притчу: «Некий человек завершил свой жизненный путь и вознесся на небо. Бог показал ему рай и ад. На первый взгляд, все было одинаково: люди, облаченные в белые одежды, столы с разнообразными кушаньями, ложки с неестественно длинными ручками в руках у каждого… Но при этом, в раю люди пребывали в состоянии сытости, умиротворения и любви друг к другу, а в аду – голода, злобы и ссор. Удивленный человек обратился к Богу с вопросом о том, в чем же разница – почему при прочих равных условиях в раю царит всеобщее счастье, а в аду – невыносимое страдание? Ответ был следующим: «Разница в том, что в аду люди безуспешно пытаются накормить самих себя, в то время как в раю они благополучно кормят друг друга»».