Горение угля обвинили в самом массовом вымирании в истории — Naked Science
17.06.2020

Горение угля обвинили в самом массовом вымирании в истории

5.6

В базальтовых породах Сибирских траппов обнаружены следы горения угля: по-видимому, магма, извергавшаяся здесь около 250 миллионов лет назад, вынесла и подожгла его, усугубив процессы массового вымирания.

©Julio Lacerda

Из пяти массовых вымираний, которые пережила жизнь на Земле, крупнейшее произошло примерно 252 миллиона лет назад, на границе пермского и триасового периодов. Как правило, его связывают с масштабным, не взрывным извержением Сибирских траппов, которое продолжалось более миллиона лет, наполнив атмосферу ядовитыми и парниковыми газами.

Судя по некоторым палеонтологическим данным, температура воды в экваториальных морях достигла целых 40 °C, что привело к гибели 96 процентов морских видов. И важную роль в этом могли сыграть залежи угля, вынесенные вулканизмом на поверхность и загоревшиеся. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Geology.

Остатки угля в базальтовых породах, найденные близ Усть-Илимска / ©Scott Simper

Поднятые траппом базальтовые породы сегодня покрывают пространство более семи миллионов квадратных километров. Поэтому профессор Университета штата Аризона Линди Элкинс-Тантон (Lindy Elkins-Tanton) и ее коллеги в течение нескольких лет совершали экспедиции на берега Енисея, собрав несколько центнеров древних камней. К анализу этих данных привлекли десятки геологов из восьми стран, включая Россию.

И действительно, в этих отложениях обнаружились многочисленные следы сгоревшей древесины и угля. «Работа показала, что магма Сибирских траппов прошла сквозь слои угля и включила его вместе с другой органикой, — говорит профессор Элкинс-Тантон. — Это дает нам прямое свидетельство того, что магма привела к горению больших объемов угля и органических веществ во время извержений».

Пламя, полыхавшее сотни тысяч лет, повлекло дополнительное повышение глобальной температуры и сделало пермское вымирание по-настоящему массовым.

Прямо сейчас идет первый орбитальный полет, в котором частная компания вывела людей в космос на повторно использованном пилотируемом корабле. Его запустили при помощи повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9.

Высеченные в скалах трехмерные изображения диких животных, которые датировали началом нашей эры, на самом деле, создали почти восемь тысяч лет назад.

Группа российских ученых из НИУ ВШЭ, ИКИ РАН и ИЗМИРАН описала развитие в пылевой плазме ионосферы модуляционной неустойчивости электромагнитных волн, которая возникает при больших интенсивностях электромагнитного излучения. Исследователи учли неупругие столкновения частиц плазмы ионосферы, а еще сформулировали новые задачи и приложения, которые необходимо рассмотреть в будущем.