9 863

Ученые опровергли связь чистоты в доме с ослаблением иммунитета

5.9

Новый обзор литературы показал, что гигиена и уборка ничуть не мешают организму ребенка контактировать с нужными микробами и развивать здоровый иммунитет.

©Yoshihide Nomura, Flickr

Популярная «гигиеническая гипотеза» гласит, что дефицит контакта с микробами и паразитами в раннем детстве ведет к недостаточному развитию иммунной системы и способствует возникновению различных нарушений, включая аллергии. Недаром часто рекомендуют не слишком рьяно убираться в доме, чтобы организм ребенка имел возможность встречаться с различными патогенами и меньше контактировал с бытовой химией. Однако многие ученые считают гипотезу вредным мифом. На это указывает и новая работа лондонских иммунологов Грэма Рука (Graham Rook) и Салли Блумфилд (Sally Bloomfield).

В статье, опубликованной в Journal of Allergy and Clinical Immunology, они называют четыре существенные причины, позволяющие считать, что опасаться «слишком чистой» обстановки не стоит. Проведя обзор имеющейся по теме литературы, авторы отметили, что микробы, встречающиеся в современных жилищах, совсем не те, которые нужны для формирования здорового иммунитета. Кроме того, вакцины — при условии своевременного их введения по рекомендованному графику-календарю — сами обладают достаточно мощным стимулирующим действием на иммунитет.

Третий довод ученых состоит в том, что уборка в доме вовсе не отменяет контакта с «естественными» микроорганизмами природной среды на улице. Впрочем, надежных данных, которые связывали бы такой контакт с состоянием здоровья, тоже нет. Наконец, авторы указывают, что нет и сведений о влиянии бытовой химии и чистящих веществ на развитие аллергии. «Общение с матерью, с членами семьи, с естественной средой плюс вакцины, — говорит профессор Грэм Рук, — все это способно обеспечить необходимый контакт с микробами. Разумная гигиена и уборка никак не мешают такому контакту».