09.06.2023
Ольга И.
5 957

Таурин, содержащийся в энергетиках, мясе, молоке и рыбе, замедлил клеточное старение

5.4

Международная группа ученых выяснила, что дефицит таурина у людей связан с возрастными заболеваниями. Добавление его в пищу продлило жизнь мышам, червям и обезьянам и замедлило старение на клеточном уровне.

Продукты, содержащие таурин
Продукты, содержащие таурин / ©Getty images / Автор: Павел Сорокин

Таурин — это аминокислота, которая содержится во всех продуктах животного (и в некоторых случаях — растительного) происхождения: в мясе, рыбе, молоке. Кроме того, эта же сульфокислота содержится во многих энергетических напитках. Кстати, из-за того, что вегетарианцы не едят мясо, у них возникает дефицит таурина. При этом он считается условно незаменимым веществом для взрослых и полностью незаменимым — для организма детей.

Известно, что таурин отчасти необходим для здоровья костей, сердечно-сосудистой, иммунной и нервной систем. В прошлом году команда бразильских ученых также выяснила, что таурин играет роль в антивозрастной терапии. При этом исследований на эту тему все равно мало. Международная группа ученых, куда вошли специалисты из университетов Колумбийского, Вашингтонского (США), Мюнхенского (Германия), Института генетики и медицины (Италия) и многих других научных организаций решили больше узнать об этом вопросе и провели серию экспериментов. Их выводы представлены в журнале Science.

Сначала ученые измерили динамику уровня сывороточной концентрации таурина с возрастом у людей и макак-резусов. Выяснилось, что она постоянно снижается: в среднем с 132,3 нанограмма на миллилитр у мышей в возрасте одного месяца до 40,2 у 56-недельных особой. Пятнадцатилетние макаки имели уровень таурина на 85 процентов ниже, чем пятилетние приматы. У людей в возрасте 60 лет этот уровень составлял лишь треть от такового у пятилетних детей.

Количество таурина уменьшается с возрастом / ©medicalxpress.com / Медицинский центр Ирвинга Колумбийского университета

На следующем этапе ученые перешли непосредственно к эксперименту. Одной части 14-недельных грызунов ежедневно и до конца жизни вводили 1000 миллиграммов таурина на килограмм массы тела, другой — плацебо. Питание тех и других не ограничивали. В итоге получавшие таурин мыши жили дольше, чем те, кому его не вводили: продолжительность жизни первых возросла на 10-12 процентов. То же самое наблюдалось у круглых червей Caenorhabditis elegans, а вот с пекарскими дрожжами Saccharomyces cerevisiae этот трюк не прошел.

После этого ученые добавляли таурин в пищу мышей, что улучшило все исследованные показатели их здоровья: с возрастом они меньше набирали вес, лучше сохранялась костная ткань, мышечная сила, выносливость, когнитивные функции. Плюс они проявляли меньше признаков тревожности и депрессии. Нечто похожее наблюдалось и у обезьян. Помимо этого, специалисты проанализировали связь уровней циркулирующих метаболитов таурина более чем с 50 клиническими факторами риска почти у 12 тысяч участников проспективного исследования EPIC-Norfolk.

К счастью, для людей тоже наблюдался схожий эффект: более высокий уровень таурина и гипотаурина в крови коррелировал с более низким индексом массы тела, абдоминальным ожирением, уровнем глюкозы в крови, заболеваемостью сахарным диабетом второго типа и уровнем маркера воспаления С-реактивного белка (самого высокочувствительного показателя повреждения тканей при воспалении, некрозе и травме). В целом более высокие показатели уровня таурина оказались связаны с замедлением клеточного старения. Авторы исследования сделали вывод, что дефицит этого вещества можно назвать одним из движущих факторов старения у многоклеточных животных.