Предок обезьян и человека весил не больше пяти килограмм — Naked Science
30.10.2015

Предок обезьян и человека весил не больше пяти килограмм

Палеонтологи нашли в Испании древний скелет примитивной обезьяны возрастом около 11,6 миллиона лет. По мнению ученых, именно она была предком всех обезьян и человека. Ее вес оказался на удивление мал – всего 4-5 килограммов.

5953402869_61af0f248d_o

До сих пор ученые предполагали, что предком обезьян, в том числе гоминоидов (человекообразных обезьян), были крупные животные. Однако эту теорию опровергает найденный скелет примитивной обезьяны. Исследование ископаемых останков опубликовано в журнале Science.

В 2011 году группа Давида Альбы из Автономного университета Барселоны откопала в северной части Каталонии (Испания) несколько сотен фрагментов костей небольших приматов, 70 из которых удалось объединить в частичный скелет, состоявший из черепа, части лап, зубов и нескольких частично сохранившихся суставов. Изучив его анатомию, ученые с удивлением обнаружили, что это существо могло быть общим предком всех обезьян и человека. Палеонтологи назвали найденное животное Pliobates catalonia и дали неформальную кличку «Евлалия» в честь святой – покровительницы Барселоны.

©sciencemag.org

Древняя обезьяна была похожа на гиббонов и на предположительных предков гоминид: горилл, шимпанзе, орангутангов и людей. Примитивное строение зубов характерно для мартышковых, а строение черепа и соотношение массы тела к массе мозга близко к гоминоидам. Мозг у нее был тоже достаточно небольшим – объем черепной коробки не превышал 69-75 куб. см. Это говорит о том, что ее интеллектуальные способности были довольно низкими, похожими на способности современных мартышек и макак. К удивлению ученых, вес обезьяны составлял не больше 4-5 кг. Двигалась эта обезьяна медленно, судя по ее анатомии, но при этом была довольно ловкой. Необычным оказалось устройство конечностей. Наклон запястья позволял обезьяне осторожно лазить по деревьям, однако локоть оказался лишен черт, допускающих висеть на ветках (а именно эти черты отличают современных человекообразных обезьян от прочих приматов). Наконец, строение внешнего уха оказалось еще более примитивным, чем у приматов, предшествовавших узконосым обезьянам.

Судя по характеру микротрещин на зубах, Евлалия питалась фруктами и другой мягкой пищей. Жил предполагаемый предок обезьян и человека в эпоху миоцена (11,6 млн лет назад), гораздо позже принятой даты выделения гоминоидов в отдельное надсемейство.