• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27 августа, 10:07
Александр Березин
11
10 652

SpaceX провела первый успешный пуск Starship после четырех взрывов подряд

❋ 5.8

Компания впервые смогла устранить недоработки Starship V2 в достаточной степени, чтобы выполнить всю намеченную программу испытаний в одном полете. Впрочем, без сбоев не обошлось и на этот раз. Традиционные американские космические игроки продолжают считать, что задержки с программой позволят Китаю выиграть вторую лунную гонку у США.

Starsship S37 27 августа 2025 года. Корабль снят с буя компании в момент перед мягким приводнением. Хотя использовать его для полета после контакта с соленой водой нельзя, изучение ступени позволяет оценить эффективность разных вариантов теплового щита / © SpaceX

Программа SpaceX по созданию транспортной системы Starship — самая амбициозная в истории земной космонавтики. Эта первая полностью многоразовая система вывода в космос из когда-либо созданных «в железе», поэтому конструктивно она резко отличается от всего, что делали ранее. Даже в научной фантастике из более-менее близких по описанию аналогов можно назвать только многоразовую ракету из нержавейки (с посадкой на хвост за счет торможения двигателями) из «Незнайки на Луне». Поэтому отработка новой ракеты обещает стать самой длительной в истории ракетостроения. Усложняют процесс доводки постоянно вносимые в конструкцию изменения: главный инженер SpaceX Илон Маск настаивает на быстром совершенствовании самых разных аспектов системы, в результате чего уже испытанные узлы изменяют, внося в конструкцию новые, неиспытанные элементы.

В результате если испытания Starship V1 в 2024 году протекали сравнительно успешно, то после перехода на Starship V2 все три полета этого года закончились незапланированными взрывами. При подготовке к наземным испытаниям летом 2025 года StarshipV2 взорвался на наземной стенде, в значительной степени разрушив инфраструктуру стартовой площадки, что затруднило подготовку к следующим испытаниям.

Новый пуск системы прошел 27 августа 2025 года в 2.30 по Москве. На этот раз в конструкцию внесли изменения, блокирующие возможность взрывов, состоявшимся в этом году. Систему подачи газов наддува в баки изменили, поэтому на камерах, установленных внутри Starship в этот раз не было видно капель метана. Давление в баке газового наддува уменьшили, чтобы избежать взрыва как в июне этого года на наземных испытаниях.

В итоге старт прошел полностью нормально (сработали все 33 двигателя первой ступени, что бывает не всегда). Через полторы минуты полета автоматика отключила один из 33 двигателей Raptor первой ступени, но это не повлияло на полет в целом: как и ракета Королёва Н-1, Starship такой многодвигательный как раз для того, чтобы парировать отказы отдельных двигателей. Нормально прошло и горячее разделение ступеней, до Маска в американском ракетостроении никогда не применявшееся. При нем пламя двигателей второй ступени действует прямо на верх первой ступени.

После разделения Starship S37 (вторая ступень системы, она же корабль) штатно провел полет по суборбитальной траектории, выпустив в космос порядка 16 тонн полезной нагрузки. Это были испытательные макеты особо крупных спутников Starlink, которые компания планирует запускать с нового корабля. Однако при выпуске, на двадцатой минуте полета, были явные удары макетов спутников о детали выпускной системы (своего рода грузовой шлюз). Несмотря на них, ничего не заклинило и все восемь макетов вышли нормально.

Через 47 минут от старта что-то с умеренной силой взорвалось в двигательном отсеке Starship S37, на видео был явно заметен разлет обломков. Как ни странно, взрыв никак не помешал кораблю войти в атмосферу в точно рассчитанном районе и плавно погасить двигателями скорость так, чтобы приблизиться к воде с минимальной скоростью.

Момент взрыва в двигательном отсеке второй ступени. Легко видеть продолжение работы двигателей, несмотря на взрыв / © YouTube

После накопления достаточного числа таких мягких приводнений компания планирует начать сажать и вторую ступень системы на посадочную башню на том же космодроме Старбэйз, где запускает Starship. В этот раз не сажали и первую ступень, поскольку SpaceX вводила ее в атмосферу под особо большими углами, чтобы проверить, насколько безопасно гасить максимально возможную часть энергии падающей ступени трением о воздух.

На второй ступени испытывали новое расположение «плавников» (рулей) и сразу несколько систем теплозащиты. Один из плавников в полете частично прогорел, но не оторвался и работал штатно. Среди систем теплозащиты кроме 18 тысяч шестиугольных керамических плиток (каждая размером с тарелку) испытывали и участки обшивки с голым металлом, и плитки с охлаждением за счет жидкого метана из баков. Пока компания не знает, какой подход окажется самым эффективным.

«Теплозащита шаттлов при каждой посадке была по сути частично разрушена и требовала многих месяцев ремонта. Мы добиваемся того, чтобы тепловой щит Starship позволял немедленный повторный полет [без ремонта]».

Главный инженер SpaceX

Задача отработки теплового щита системы до такого состояния должна быть самой сложной из всех. Однако для реализации высадки людей на Луне американцами в 2020-х годах ее решение не требуется: производственные мощности компании потенциально позволяют выпускать до одного Starship в сутки, поэтому даже при одноразовом использовании обеспечить дозаправку его лунной версии на околоземной орбите и ее отлет к Луне вполне получится.

Состояние плиток теплового щита одного из шаттлов после испытательного полета. Цель SpaceX в том, чтобы ее тепловой щит не имел повреждений после полета / © Wikimedia Commons

В то же время цель создания системы именно в многоразовости и способности корабля сесть на Марс после длительного полета. Испытания такого рода явно займут еще несколько лет, поскольку даже самые оптимистичные оценки времени запуска беспилотной версии нового корабля к четвертой планеты — конец 2026 года.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
4 октября, 14:06
Адель Романова

По общепринятой и незыблемой до сих пор версии, Уран и Нептун — ледяные гиганты: основную часть их массы составляют летучие вещества в особом состоянии «горячих льдов». Теперь у планетологов появилась альтернативная гипотеза: они подозревают, что никаких «горячих льдов» внутри них может не быть, а вместо этого есть крупные каменные ядра, окруженные легкой газовой оболочкой.

5 октября, 17:14
Редакция Naked Science

Концептуальный дизайнер и художник Вадим Кашин создает научно-фантастические произведения, в которых детально проработанные машины и роботы неотделимы от ландшафта и архитектуры. Кашин работает в жанре, который он сам называет AbstractDiving.

6 октября, 12:35
Мария Азарова

Нобелевская неделя 2025 года стартовала в Швеции с премии в области физиологии или медицины. Ее получили ученые из США и Японии.

4 октября, 14:06
Адель Романова

По общепринятой и незыблемой до сих пор версии, Уран и Нептун — ледяные гиганты: основную часть их массы составляют летучие вещества в особом состоянии «горячих льдов». Теперь у планетологов появилась альтернативная гипотеза: они подозревают, что никаких «горячих льдов» внутри них может не быть, а вместо этого есть крупные каменные ядра, окруженные легкой газовой оболочкой.

3 октября, 14:28
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры Unitsky String Technologies Inc. разработали тяговые накопители энергии, которых хватает рельсовому беспилотнику для перевозки морских контейнеров.

5 октября, 17:14
Редакция Naked Science

Концептуальный дизайнер и художник Вадим Кашин создает научно-фантастические произведения, в которых детально проработанные машины и роботы неотделимы от ландшафта и архитектуры. Кашин работает в жанре, который он сам называет AbstractDiving.

20 сентября, 08:52
Александр Березин

Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

[miniorange_social_login]

Комментарии

11 Комментариев
Alss Mirror
31.08.2025
-
0
+
Я знаю кто дал топливо, и успешный запуск
Пишут что страхшип все равно взорвался только уже после приводнения а это несчитово 😁 и вообще "точно по графику" Интересно почему автор забыл об этом упомянуть?
    Иван, потому что все посадки старшипов на воду (в земных условиях) -- как и любых горячих ракетных ступеней с топливом внутри -- кончаются взрывом. Это неизбежный результат наличия в них остатков горючего и окислителя+высокой температуры. То есть речь о запланированном (и уже происходившем в прошлом) конце миссии.
    Lumen
    30.08.2025
    -
    0
    +
    Иван, потому что суть успеха в посадке. Очередной опыт на будущее. Пусть и ценой шипа
    +
      ещё комментарии
      Lumen, суть успеха конечно не в посадке. Маск ведь не собирается плюхать ступени в воду, он хочет запускать старшипы сразу после дозаправки, а после купания не факт что они вообще будут пригодны к использованию или потребуют длительного обслуживания. Просто в этот раз Маск не рискнул их совать в Мехазиллу памятуя о том как разворотило стартовую площадку в прошлый раз.
Молодцы они там. Один полет - сразу несколько экспериментов по теплозащите. Подберут итоговый удобный вариант. Лично мне видится - основной корпус с большими плитами с охлаждением метаном + керамические плитки, дополнительной брони. Небольшой перегруз, но корабль имеет большую защищенность - даже при полном повреждении внешней защиты, штатно отрабатывает основной охлаждаемый слой. Однако по количеству испытаний мы можем ошибаться - для Луны их в озвученном числе достаточно, для Марса - нет. А не пытается ли товарищ Маск ускоренными темпами под завуалированным лозунгом "Все на Марс", на самом деле отладить систему под работу с астероидами?
-
0
+
А что он какой то "ржавый" стал?? это отлетела теплозащита? или какой то другой фактор?
    Вадим, пока не сообщается, но, вероятнее всего, это окисление клея для плиток, вроде бы в этом прототипе его больше, чем раньше. Конечно, такое изменение цвета в регулярных полетах не планируется. Тут были тесты с самыми жесткими углами атаки, чтобы проверить щит в максимально неблагоприятных условиях.
    +
      ещё комментарии
-
0
+
А какие плюсы у горячего разделения?
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно