3 июля
5 460

Глава NASA опасается, что Китай «оккупирует» Луну

3.1

Особенным поводом для беспокойства Билл Нельсон считает лунную базу, которую Китай планирует создавать вместе с Россией.

Администратор NASA Билл Нельсон
Администратор NASA Билл Нельсон, в прошлом — астронавт США. Совершил один космический полет на шаттле STS-61C; инженер, сенатор США от штата Флорида / © NASA, Bill Ingalls

Администратор Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США Билл Нельсон дал интервью немецкому изданию Bild, в котором коротко рассказал о новой космической гонке — на этот раз, по его мнению, с Китаем. Статья озаглавлена как «Китайцы хотят оккупировать Луну. Глава NASA бьет тревогу».

Нельсон напомнил, что американцы хотят снова отправить на Луну астронавтов (речь о программе Artemis), в том числе первую женщину, однако они далеко не единственные строят подобные планы. Так, Пекин решил пойти «еще дальше» и намерен к 2035 году построить собственную базу на поверхности спутника Земли. А помогать в этом будет не кто иной, как Россия.

Если все удастся, тайконавты смогут проводить исследования на Луне начиная с 2036-го. «Мы должны быть очень обеспокоены тем, что Китай может высадиться на Луну и сказать: теперь она наша, а вы держитесь подальше», — предупредил Нельсон. Особую озабоченность и споры вызывает южный полюс спутника: вблизи него, по мнению ученых, есть водяной лед, а в будущем он может стать основой для производства водородного ракетного топлива. Следовательно, преимущество окажется на стороне того, кто «доминирует» на южном полюсе Луны, отмечается в материале Bild.

К тому же Нельсон уверен, что китайская космическая программа имеет военные цели, а на их орбитальной стации «Тяньгун» «учатся уничтожать чужие спутники». Дальше — больше: по мнению руководителя агентства, чтобы принять участие в гонке, КНР «украла технологии». «Китай хорош еще и тем, что ворует идеи и технологии у других», — добавил администратор NASA.

На заявления Нельсона отреагировал глава российского космического ведомства Дмитрий Рогозин. «Роскосмос» готов к углублению сотрудничества с Китайской национальной космической администрацией по исследованию и освоению Луны», — написал он в своем телеграм-канале.

В конце мая Рогозин сообщил, что российско-китайское соглашение о создании базы на спутнике нашей планеты находится «в высокой степени готовности». Станция, которую видят как «комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны, предназначенный для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ», расположится на южном полюсе и будет открыта для международного участия.

До 2025 года Пекин и Москва намерены реализовать отдельные лунные миссии, чтобы «подготовить почву». В частности, один из таких проектов — автоматическая межпланетная станция «Луна-25», но ее запуск неоднократно переносили. Что вообще осталось от российской лунной программы и каковы ее перспективы — читайте в недавнем материале Naked Science.