12 января
НТИ Фотоника

Ученые из Перми увеличили стабильность телекоммуникационных систем связи

4.7

Группа исследователей из Центра компетенций НТИ «Фотоника» при ПГНИУ и Болгарской академии наук усовершенствовала технологию производства фотонных интегральных схем (ФИС) на основе ниобата лития. Новый метод увеличит стабильность систем передачи данных в 2,5 раза. Это позволит улучшить качество связи в телекоммуникации и сделать шаг к развитию 5G и 6G технологий.

Ученые из Перми увеличили стабильность телекоммуникационных систем связи / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале MDPI Photonics. «Электрооптические модуляторы с кристаллами на основе ниобата лития широко используются в телекоммуникационных системах. Однако такие системы не защищены полностью от искажения сигнала в ходе передачи данных.

Решение было найдено в специальной методике обработки поверхности кристалла, что снизило потери и повысило стабильность системы», — рассказывает об исследовании старший научный сотрудник Центра компетенций НТИ «Фотоника», руководитель лаборатории интегральной фотоники ПГНИУ Роман Пономарев.

Эксперимент ученых / ©Пресс-служба НТИ “Фотоника”

В ходе исследований ученые обнаружили, что приповерхностный слой кристалла, на основе которого собирают оптические модуляторы, имеет искаженную структуру, что приводит к потерям сигнала и уменьшению стабильности оптических характеристик. Решение этой проблемы требует предварительной обработки кристалла и исследования его структуры рентгеновскими методами.

В результате исследования был предложен способ «залечивания» приповерхностного слоя кристалла, когда кристалл нагревается до температуры в 350 градусов Цельсия, выдерживается при этой температуре пять часов и медленно остывает. Такой подход позволяет в разы уменьшить количество подвижных ионов в приповерхностном слое кристалла, что приводит к повышению стабильности передачи сигнала.

Исследование ученых Центра может ускорить развитие технологий 5G и 6G в России за счет создания новой элементно-компонентой базы. Кроме того, эта разработка применима в оптических гироскопах, оптоволоконных датчиках, сенсорных системах и других сферах, в которых используется фотоника.

Центр компетенций НТИ Фотоника создан в конце 2020 года, на базе ПГНИУ. В Центре создан консорциум в, который входит 39 организаций от Санкт-Петербурга до Владивостока. Ключевые участники консорциума – ПГНИУ, ПАО «ПНППК», ИТМО, Сколтех, НГУ и ИАиЭ СО РАН. Сегодня Центр разрабатывает ряд новых технологий, решений и продуктов, готовит новые объекты интеллектуальной собственности, а также осуществляет подготовку специалистов в области сквозных технологий фотоники. Ключевая задача Центра – перенести результаты фундаментальных исследований на практические рельсы, выстроить кооперацию с индустриальными партнерами, подготовить высококвалифицированные кадры и создать линейку образовательных продуктов.

17 января