20.11.2023
ТюмГУ

Клещи птиц распространились через их социальные контакты

4.4

Исследователи Института X-BIO ТюмГУ, Зоологического института РАН (Санкт-Петербург), совместно с коллегами из бразильских, британских и североамериканских университетов количественно оценили величину конспецифической и межвидовой трансмиссии у вида тропических птиц — блестящего коровьего трупиала (Molothrus bonariensis).

Блестящий коровий трупиал
Блестящий коровий трупиал / © Википедия / Автор: Sycophanta Duccius

В большинстве систем перьевых клещей вертикальная передача (трансмиссия) симбионтов — существ, принадлежащим к разным биологическим видам, но живущих в зависимости друг от друга — (через родителей — потомкам) считается преобладающей, тогда как межвидовая трансмиссия предположительно встречается редко. И хотя клещи обычно сохраняют высокую специфичность к хозяину, эволюционные истории симбионтов и хозяев часто не совпадают друг с другом.

Этот эффект трудно объяснить при доминировании вертикальной трансмиссии. Чтобы объяснить эту загадку, было проведено исследование, опубликованное в Communications Biology. Результаты показали, что блестящие коровьи трупиалы, как и кукушки, не демонстрируют родительской заботы, что позволяет аккуратно оценить роль горизонтальной трансмиссии в поддержании специфичности паразитов.

Обнаружено, что, несмотря на частые межвидовые взаимодействия через приемных родителей, виды клещей, распространяющиеся через конспецифические горизонтальные контакты (например, социальные контакты между неродственными птицами в стае), в три раза чаще колонизируют птиц-трупиалов, чем клещи, передающиеся вертикально через приемных родителей.

Сотрудник Института X-BIO ТюмГУ, ПБК пояснил: «В начале исследования мы ожидали, что симбионты приемных родителей будут доминировать у трупиалов, поскольку эти птицы имеют более ста видов приемных родителей. Но наше исследование показало, что виды клещей, передающихся от приемных родителей, замещаются пятью видами специфических к трупиалам симбионтов.

Этот процесс происходит, когда птенцы трупиалов покидают гнезда приемных родителей и присоединяются к стаям с другими особями. Социальные контакты между неродственными птицами способствуют горизонтальной трансмиссии их симбионтов. Такие контакты могут иметь разнообразные формы: агрессивное поведение между самцами за самку или при защите территории, при спаривании, а также физические контакты между птицами в стае и при ночевках».

Результаты исследования важны, так как подчеркивают ранее недооцененную скорость передачи паразитов через горизонтальные (социальные) контакты при сохранении специфичности симбионтов к хозяину.