Аномальное поведение «звезды Табби» объяснили влиянием соседней звезды — Naked Science

Аномальное поведение «звезды Табби» объяснили влиянием соседней звезды

5.4

У загадочной и странной звезды Табби обнаружилась соседка, притяжение которой могло разрушить ее планеты и вызвать аномальные колебания яркости.

Газопылевой диск вокруг KIC 8462852: взгляд художника
Газопылевой диск вокруг KIC 8462852: взгляд художника / ©NASA, JPL-Caltech

В 2015 году Табета Бояджян (Tabetha Boyajian), астрофизик из Луизианского университета, открыла чрезвычайно необычную звезду KIC 8462852, которую часто зовут просто «звездой Табби». Этот карлик, расположенный на расстоянии почти в 1500 световых лет, демонстрирует странное поведение, резко и непредсказуемо меняя яркость.

Никакой закономерности ни в периоде, ни в степени этих изменений найти не удается. Их невозможно объяснить прохождением планет, поскольку яркость падает слишком сильно, ни даже присутствием инопланетной мегаструктуры — сферы Дайсона, — так как падение по-разному затрагивает разные области спектра. Поэтому самыми перспективными можно назвать гипотезы, связывающие аномальное поведение звезды Табби либо с бурным переходом к новой фазе звездной эволюции, либо с наличием возле нее массы пыли и обломков.

Достаточно плотное облако, содержащее вещество и фрагменты так и не сформировавшихся или уже разрушившихся планет и планетезималей, может возникнуть под влиянием соседней звезды, притяжение которой нарушило нормальный процесс образования планетной системы у KIC 8462852. Рядом со звездой действительно наблюдается еще одна, однако связь между ними удалось продемонстрировать лишь недавно. Такую работу проделали Логан Пирс (Logan Pearce) из Аризонского университета и его коллеги. Их статья принята к публикации в The Astrophysical Journal и уже доступна в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.

©Pearce et al., 2021

В самом деле, звезды, которые на плоских изображениях кажутся расположенными близко, в действительности могут быть разнесены на огромное расстояние по глубине. Чтобы установить их истинное положение, Пирс и его коллеги проанализировали данные более чем пяти лет астрометрических наблюдений, проведенных гавайской обсерваторией Keck. Работа показала, что две звезды действительно совместно движутся и гравитационно связаны друг с другом. Это подтвердили и дополнительные данные, полученные космическим телескопом Gaia.

Звезда Табби (KIC 8462852 A) и ее соседка (KIC 8462852 В) находятся друг от друга на расстоянии целых 880 а.е. (астрономических единиц — средней дистанции от Земли до Солнца). Табби больше своей пары, в полтора раза крупнее и в 1,36 раза массивнее Солнца, тогда как KIC 8462852 В почти вдвое меньше и набирает всего 0,44 солнечной массы. Влиять на яркость звезды Табби напрямую она не может, однако способна оказывать сильное влияние на эволюцию системы своей «старшей» соседки.

Моделирование показывает, что звезды, входящие в такие двойные системы, время от времени должны сходиться намного ближе, создавая сильные гравитационные аномалии. Это, в свою очередь, должно приводить к нарушению планетных орбит, их беспорядочному перемещению, столкновениям и разрушениям. Именно такие процессы могли повлечь возникновение достаточно плотного облака обломков, окружающего звезду Табби и вызывающего странные, на первый взгляд, колебания ее яркости.