11.06.2021
2 817

Мода на остроконечные туфли спровоцировала массовые заболевания суставов в Средние века

4.5

Ученые показали, что британцы в Средние века столетиями страдали от бурсита — воспаления слизистых сумок преимущественно в области суставов.

Пулены / ©Википедия

Работа опубликована в International Journal of Paleopathology. Ученые из Кембриджского университета и Департамента археологии Великобритании проанализировали 177 скелетных останков из захоронений в Кембридже и его окрестностях и обнаружили, что шесть процентов из тех, кто был захоронен между XI и XIII веками, страдали от бурсита, а к XIV и XV столетиям таких останков было уже 27 процентов.

Проблема в том, что как раз в XIV веке изменилась мода на обувь — от функционального округлого носка перешли к длинному и остроконечному. Такие туфли называли пуленами. Они представляли собой мягкие кожаные башмаки без каблуков и часто без твердой подошвы, но с длинными острыми носками.

В позднем Средневековье эта обувь стала настолько остроконечной, что в 1463 году король Эдуард IV издал закон, ограничивающий длину мыска до двух дюймов (5,08 сантиметра).

Большинство останков, у которых был диагностирован бурсит, принадлежали мужчинам (20 человек из 31). Исследование также показало, что эти люди страдали не только от бурсита, но и от переломов верхних конечностей, которые, как правило, возникают при падении вперед на вытянутые руки.

Возможно, подобные случаи тоже могут быть связаны с ношением неудобной, но модной обуви и деформацией большого пальца стопы, которая ухудшает равновесие у пожилых людей.

Ученые обнаружили экзопланету HD 56414 b размером с Нептун, вращающуюся вокруг яркой звезды спектрального класса А, к которому принадлежат Сириус и Вега. HD 56414 b оказалась самой маленькой из известных планет, вращающихся вокруг настолько горячих звезд. Исследователи пришли к выводу, что, если бы она находилась чуть ближе к звезде, ее атмосфера испарилась бы под воздействием излучения, оставив лишь каменное ядро. Вероятно, вокруг звезд класса А вращается множество ядер подобных планет, которые невозможно обнаружить.

Многие биологические виды, к сожалению, известны только по музейным экспонатам, но для некоторых из них остается надежда на повторное обнаружение. Теперь, воссоздав звучание стрекота 150-летнего предкузнечника, ученые надеются услышать его в природе.

Жизнь маленьких древесных обезьянок в тропических лесах Коста-Рики никогда не бывает простой, но все же у самок обыкновенных капуцинов есть секрет успешной жизни: иметь как можно больше подруг.

Долгое время никто точно не знал, спят ли пауки по ночам. Но теперь, проведя съемку детенышей прыгающих пауков, ученые смогли заметить их в состоянии, подозрительно похожем на быстрый сон птиц и млекопитающих.