Смертельное ДТП показало неспособность автопилота Tesla контролировать водителя — Naked Science
9 минут
Александр Березин
9

Смертельное ДТП показало неспособность автопилота Tesla контролировать водителя

Судя по отсутствию человека на водительском сиденье, машиной управлял автопилот. В теории он отслеживает наличие человека за рулем и без него не едет. Но на практике человек всегда может обмануть компьютер. Неспособность компьютера контролировать человека в описываемом случае привела к печальным последствиям. Несмотря на это, по последним данным, автопилот Tesla снижает риск попасть в аварию в девять раз. Впрочем, с одним нюансом.

Останки Tesla Model S после фатального ДТП. Столкновение произошло на очень большой скорости / ©CNBC

Согласно сообщению телеканал KHOU-TV, близ Хьюстона произошло ДТП с участием Tesla Model S. Машина вылетела с дороги на крутом повороте, врезалась в дерево и загорелась. Тушение пожара заняло длительное время, в итоге в машине обнаружили тела двух пассажиров. Ни одно из них не было на водительском сиденье. Судя по параметрам ДТП, оба погибших вряд ли могли двигаться сразу после удара о дерево. Из этого местные власти делают вывод, что машина ехала на автопилоте.

В норме «теслы» не едут, если на водительском сиденье нет человека. Чтобы убедиться, что он есть, от водителя требуются периодические касания руля. Некоторые машины компании еще контролируют наличие человека за рулем камерой. Однако ряд владельцев этих машин обходят ограничения. Для имитации касания руля они приматывают к нему скотчем полупустую банку с напитком: на ухабах банку покачивает, и она слегка качает руль, обманывая автопилот. Другие сажают самодельное чучело на водительское сиденье и едут рядом. Камера не может отличить муляж в темных очках от человека и позволяет такую езду. Разумеется, подобные действия небезопасны, но убедить в этом всех владельцев машин не представляется возможным в силу известных особенностей человеческой природы.

Случившееся подчеркивает главную слабость всех автопилотов, существующих на планете: ими управляют алгоритмические компьютеры. Реальными машинами управляют люди, природа мышления которых неизвестна, но ясно, что она не алгоритмична. Чтобы понять, как действовать, автопилоты сравнивают вид дороги перед собой с заложенными в ПО алгоритмами поведения на той или иной дороге. Значит, если алгоритмы распознавания дорожных условий дадут ошибку, то компьютер отреагирует неверно: как в нашем случае, когда он «не увидел» изгиб дороги и вылетел с нее. Пока не ясно, как можно решить эту проблему. Компьютеров, способных мыслить не алгоритмами, осознавать окружающую реальность, а не перебирать запрограммированные варианты, не понимая, что они описывают, еще нет. И придумать их сейчас невозможно, поскольку нет никакой ясности, как работает сознание у людей.

В то же время следует отметить, что у автопилота Tesla в итоге неплохая общая статистика аварийности. Согласно отчету компании за первый квартал 2021 года, машины под управлением ее автопилота попадали в аварию один раз на 6,74 миллиона километров пробега. «Теслы», владельцы которых не заплатили за автопилот при покупке (Илон Маск называет это «пассивный автопилот»), показали одну аварию примерно на 3,2 миллиона километров. Такие машины включают тормоза перед препятствием, которое не заметил человек-водитель, но только в последний момент. Машины компании без включенного автопилота и «пассивного автопилота» показали одну аварию на 1,6 миллиона километров пробега.

В среднем для США одна авария приходится на менее чем 0,8 миллиона километров пробега. Это дало Маску основания для громкого заявления о том, что ездить на автопилоте чуть ли не в десять раз безопаснее, чем без него. Между тем, это не совсем корректно. Да, аварийность «тесл» на автопилоте примерно в девять раз ниже, чем у среднестатистического американского водителя на среднестатистической американской машине. Но это нечестное сравнение. Из статистики выше заметно, что средняя «тесла» безо всяких черт автопилота становится участником ДТП вдвое реже обычной американской машины. Это происходит потому, что у нее весьма эффективная тормозная система и ряд других особенностей, связанных с риском попадания в аварию. Честное сравнение может быть только между «теслами» без черт автопилота и ими же, но с автопилотом. Оно показывает, что на сегодня автопилот в четыре с лишним раза безопаснее вождения вручную.

Типичные образцы особей (ареал этих конкретных — TikTok), обманывающих автопилот и едущих на нем без рук на руле  / ©TMZ

В то же время, при всей правоте этого тезиса, смерти, подобные описанным выше, определенно не исчезнут окончательно еще долгие годы. Автопилот действительно снижает аварийность, но за счет того, что не делает «человеческих» ошибок. Зато он делает — хотя много реже людей — собственные ошибки, которые человек может совершить весьма нечасто.

Сам глава Tesla Илон Маск недавно успел заявить: он уверен, что его машины будут ездить безопаснее авто с «живым» водителем уже в этом году. Если исходить из общей аварийности, то это, как мы видим, свершившийся факт. Но на практике сомнительно, что все люди станут доверять автопилоту, которые делает свои, «нечеловеческие» ошибки и вылетает с дороги. Скорее всего, и власти будут с большой неохотой разрешать езду на полном автопилоте. Даже несмотря на то, что она менее аварийна, чем езда «живого» водителя.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Сегодня, 07:15
6 минут
Василий Парфенов

Вопрос разработки способов запасания электричества в XXI веке встал невероятно остро — ученые со всего мира ломают голову над тем, как сделать батареи более емкими. Армейская исследовательская лаборатория США добилась успехов в создании тончайших антисегнетоэлектрических пленок из гафната свинца. Это сложное в получении соединение обладает большим потенциалом к применению в аккумуляторах и электрических вентилях.

Вчера, 12:00
2 минуты
Илья Ведмеденко

Как следует из обнародованных материалов, дальность действия перспективной американской системы гиперзвукового оружия Long Range Hypersonic Weapon превышает 2775 километров.

Вчера, 18:35
4 минуты
Ольга Иванова

NASA смоделировало ситуацию, при которой нашей планете угрожает крупное небесное тело, и выяснило, как много времени понадобится землянам, чтобы предотвратить катастрофу. Спойлер: мы все умрем.

11 мая
11 минут
Мария Азарова

Американские ученые показали, что РНК коронавируса SARS-CoV-2 проходит через обратную транскрипцию, встраивается в геном инфицированной клетки и экспрессируется в виде «химерных» транскриптов, сливающихся с вирусными с клеточными последовательностями.

12 мая
7 минут
Мария Азарова

Исследователи впервые показали присутствие коронавируса в ткани полового члена спустя как минимум полгода с момента заражения. Судя по всему, распространенная у пациентов с Covid-19 дисфункция эндотелиальных клеток может приводить и к развитию импотенции.

11 мая
8 минут
Мария Азарова

Блокирование рецептора, который помогает сохранять энергию в условиях голода, назвали ключом к более безопасным профилактике и лечению ожирения, вызванного неправильным образом жизни.

16 апреля
4 минуты
Илья Ведмеденко

Исследователи установили, что обнаруженный в Баренцевом море объект — погибшая советская субмарина типа «Крейсерская». Это одна из самых больших подлодок СССР периода Второй мировой.

23 апреля
11 минут
Василий Парфенов

Действующий глава NASA в рамках общения с прессой ответил на ряд вопросов, касающихся недавних заявлений российских политиков и главы «Роскосмоса» о скором отказе от собственного сегмента МКС. Администратор заверил всех, что агентство находится в хороших отношениях с Россией, а также поделился информацией о согласовании обмена местами для астронавтов и космонавтов в пилотируемых миссиях двух стран.

25 апреля
17 минут
Александр Березин

На этой неделе СМИ выдали новость, от которой можно впасть в шок: «Ранее из России уезжало около 14 тысяч исследователей [в год], теперь — 70 тысяч». Мы внимательно разобрались в ситуации и вынуждены отметить, что ничего подобного не было и нет. В реальности речь вовсе не об ученых и даже не о высококвалифицированных специалистах. Проблемы с учеными в России есть. Но в этом случае речь идет не о них, а о том, что отдельные бывшие комсомольские вожаки, удачно устроившиеся в РАН, перепутали утечку мозгов из России с отъездом из нее гастарбайтеров. Разбираемся, как это у них получилось.

[miniorange_social_login]

Комментарии

9 Комментариев

-
0
+
А есть статистика, сколько километров в год проезжают владельцы беспилотных Tesla, в сравнении с обычными водителями?P.S. Средний электромобиль в год проезжает больше, чем его бензиновый собрат: EVs cover an average of 9,435 miles (15,180 km) each year through the first three years of ownership, compared to 7,490 miles (12,050 km) a year driven by petrol vehicles. https://thenextweb.com/news/teslas-more-miles-kms-first-three-years-gasoline-cars Полагаю, добавление автопилота ещё больше удлинит поездки.
4 недели назад
-
0
+
Нейросети управляют как раз НЕ алгоритмически, а после реального обучения человеком. В результате обучения получаем некий черный ящик, который как раз и может вести себя непредсказуемо. А алгоритм - это четко зашитая программа, которую можно посмотреть, исправить ошибки.
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Нейросети ведут процесс обучения по строго заложенному алгоритму. То, что в ходе следования алгоритма они обучаются в схеме "черного ящика", который ведет себя непредсказуемо, не отменяет главного -- сам процесс обучения полностью алгоритмизирован. У человека этого нет.
    +
      ещё комментарии
      4 недели назад
      -
      0
      +
      Но это не делает результат обучения алгоритмизированным. Есть такая штука, как детерминрованный хаос: мы досконально знаем уравнения динамики системы, но предсказать её поведение не можем. Так и с нейросетью: то, что мы досконально знаем алгоритм её создания, не даёт нам понимания алгоритма её работы и в принципе понимания, почему и, главное, как она работает.
        4 недели назад
        -
        0
        +
        Результат обучения может и не быть алгоритмизирован. Но компьютер в целом бесспорно действует только алгоритмизировано, и иначе не умеет. Результаты обучения нейросетей сами по себе автопилотом не управляют. Они используются компьютером скармливающим в них информацию от сенсоров и использующим выдачу нейросетей тоже по определенным алгоритмам. Мы, бесспорно не имеем понимания алгоритма работы нейросетей автопилота Теслы, потому что этого понимание не имеет и не может иметь вообще никто -- включая нейросеть. Но это не значит, что компьютер, использующий нейросети в автопилоте работает неалгоритмически в целом.
          3 недели назад
          -
          0
          +
          Софистика )) Так можно объявить алгоритмом и человека за компьютером. Ведь он скармливает компьютеру информацию от сенсоров и своей нейросети. А уж тот действует строго алгоритмически.
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Нейросеть можно заставить учиться до тех пор пока процент ошибок не станет ниже заданного порога. С человеком все не так просто. И пока никто не придумал способ как ему обновлять прошивку.
4 недели назад
-
2
+
Чем больше будет на дорогах автопилотов тем безопаснее езда. Даже при существующих алгоритмах. А пьяные подростки во всем мире группа риска.
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: