04.12.2015
Редакция Naked Science

Короткая жизнь африканских рыбок поможет понять механизм старения человека

Немецкие ученые надеются раскрыть секреты старения человека, изучив геном рыбок нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), обитающих во временных водоемах Зимбабве и Мозамбика. Исследователи нашли, в частности, изменения в гене IGF1R, отвечающем за долголетие.

mpi age_web

Как пишет журнал Nature, африканские рыбки нотобранх Фурцера, обитающие во временных водоемах Зимбабве и Мозамбика, вызывают интерес у ученых, начиная с 1970-х годов. Эксперименты, которые потребуется проводить годы на мышах и на приматах, можно провести всего за несколько месяцев на этих рыбках.

Нотобранх Фурцера живут в водоемах, которые заполняются водой во время сезона дождей в Зимбабве и Мозамбике. Когда водоем пересыхает, все рыбки погибают. Их икра в состоянии анабиоза хранится около года. Максимальная длина тела самцов – 6,5 см, самки немного меньше. На третий месяц жизни у рыб проявляются признаки старения, и они умирают в возрасте 3–4 месяцев.

Генетики из института Макса Планка в Кельне (Германия) с помощью изменения генома надеются понять механизм старения этих африканских рыбок, а затем и людей. Ученые обнаружили, что у рыбок в ходе эволюции произошли изменения в генах, участвующих в репарации ДНК и старении. Одним из таких генов является IGF1R. Именно он, согласно другим исследованиям, связан с долголетием гренландских китов (живут более 200 лет) и летучей мыши Брандта (продолжительность жизни около 40 лет). Также подобные мутации были замечены в гене, который у людей запускает механизм развития деменции. «Возможно, эти гены играют основную роль в выживании, – предполагают генетики. – У некоторых видов они могут ускорить старение, у других – замедлить его».