Короткая жизнь африканских рыбок поможет понять механизм старения человека — Naked Science

Короткая жизнь африканских рыбок поможет понять механизм старения человека

Немецкие ученые надеются раскрыть секреты старения человека, изучив геном рыбок нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), обитающих во временных водоемах Зимбабве и Мозамбика. Исследователи нашли, в частности, изменения в гене IGF1R, отвечающем за долголетие.

mpi age_web

Как пишет журнал Nature, африканские рыбки нотобранх Фурцера, обитающие во временных водоемах Зимбабве и Мозамбика, вызывают интерес у ученых, начиная с 1970-х годов. Эксперименты, которые потребуется проводить годы на мышах и на приматах, можно провести всего за несколько месяцев на этих рыбках.

Нотобранх Фурцера живут в водоемах, которые заполняются водой во время сезона дождей в Зимбабве и Мозамбике. Когда водоем пересыхает, все рыбки погибают. Их икра в состоянии анабиоза хранится около года. Максимальная длина тела самцов – 6,5 см, самки немного меньше. На третий месяц жизни у рыб проявляются признаки старения, и они умирают в возрасте 3–4 месяцев.

Генетики из института Макса Планка в Кельне (Германия) с помощью изменения генома надеются понять механизм старения этих африканских рыбок, а затем и людей. Ученые обнаружили, что у рыбок в ходе эволюции произошли изменения в генах, участвующих в репарации ДНК и старении. Одним из таких генов является IGF1R. Именно он, согласно другим исследованиям, связан с долголетием гренландских китов (живут более 200 лет) и летучей мыши Брандта (продолжительность жизни около 40 лет). Также подобные мутации были замечены в гене, который у людей запускает механизм развития деменции. «Возможно, эти гены играют основную роль в выживании, – предполагают генетики. – У некоторых видов они могут ускорить старение, у других – замедлить его».