Телескоп ALMA получил снимок необычной звезды, похожей на глаз — Naked Science

Телескоп ALMA получил снимок необычной звезды, похожей на глаз

Исследователи получили первые детальные снимки старой звезды U Antliae. Также оборудование комплекса телескопов ALMA позволило астрономам понять устройство «кокона», состоящего из сброшенных внешних слоев и окружающего светило.

Расположенную в созвездии Насос звезду U Antliae открыли еще в конце 1980-х. Исследователей заинтересовало то, насколько сильно менялась яркость светила в течение нескольких дней. Как оказалось, звезда является сверхгигантом — одной из самых массивных звезд, находящихся в конце своей эволюции. Массы таких объектов варьируются от 10 до 70 солнечных, а светимость — от 30 тыс. до сотен тыс. солнечных. На этапе сверхгиганта исчерпавшие запас водородного «топлива» светила стремительно расширяются, активно выбрасывая в космическое пространство вещество внешних оболочек. Это же произошло и в случае с U Antliae.

Между тем перед научным миром до сих пор стоит множество вопросов, связанных с такими звездами. Ответить на них помогли снимки, поученные ALMA (Atacama Large Millimeter Array) — комплексом радиотелескопов, расположенных в чилийской Атакаме и объединенных в один астрономический радиоинтерферометр.

U Antliae / ©eso

Обычно наблюдения за сверхгигантами осложнены густотой огненного «савана», окружающего светила. Однако вокруг U Antliae имеется относительно тонкая и прозрачная мантия сброшенных газов. При помощи аппаратуры ALMA ученые получили трехмерную карту «пузыря», в котором находится звезда. Оказалось, что U Antliae окружает «кокон» со слоеной структурой. Тонкие и плотные слои газа разделены пустующими областями.

Это свидетельствует в пользу теории, согласно которой престарелые звезды отбрасывают внешние слои не непрерывно, а эпизодически. Один период активности может длиться несколько сотен лет. Исследование показало, что во время одного из таких промежутков времени сверхгигант может терять массу, которая эквивалента 0,3–0,5% солнечных.

Полученные в рамках исследования результаты играют чрезвычайно важную роль для понимания механизма выброса материи звездами и «засевания» Вселенной материалом, который служит «кирпичиками» для новых планет. Посвященные открытию выводы размещены на сайте Европейской южной обсерватории.

Одна из радиоантенн, установленных на территории комплекса / ©wikipedia

Напомним, не так давно другая группа астрономов заявила о внезапном исчезновении сверхгиганта N6946-BH1. В качестве возможной причины явления ученые назвали гравитационный коллапс — превращение звезды в черную дыру. Астрономы считают, что такие неожиданные трансформации могут происходить с 30% звезд, похожих на N6946-BH1.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.

В Японии провели церемонию спуска на воду фрегата типа Mogami. В перспективе страна намерена построить несколько десятков таких кораблей.