Какие профессии востребованы сегодня?
17.09.2021
1 597

Найдена ископаемая птица с очень длинным хвостом

4.8

Палеонтологи обнаружили древнюю птицу со столь же удивительным хвостом, что у райской птицы. Никогда прежде у ископаемых птиц не находили такого сочетания рулевых перьев.

Найденный отпечаток юаньчуависа / ©www.cell.com

Павлиний хвост — лишь один из самых ярких примеров «непрактичности» путей эволюции, когда репродуктивная польза для животного становится дороже выживаемости самцов. У ископаемых видов птиц подобные атрибуты — редкость. Ученые из Китайской академии наук, университетов Нанкинского и Линьи (Китай), а также Полевого музея естественной истории (США) описали новый вид ископаемой птицы, останки которой нашли на северо-востоке Китая, в формации Джехол. Возраст отложений — около 120 миллионов лет.

Находка представляет собой отпечаток птицы размером с сойку с необычайно длинным хвостом, который составляет, по оценкам специалистов, более 150 процентов от длины тела. В целом ее отличали ряд коротких перьев у основания и два невероятно длинных пера на кончике хвоста. Сочетание короткого хвостового веера с двумя длинными перьями называется шилохвостьем и наблюдается у некоторых современных представителей пернатых, например у райских птиц или кетсалей. Они пользуются им для привлечения внимания противоположного пола.

Реконструкция Yuanchuavis kompsosoura / ©phys.org

Ископаемую птицу назвали Yuanchuavis kompsosoura — в честь аналога феникса из китайской мифологии. Два длинных пера юаньчуависа имели темный оттенок и достигали длины 30 сантиметров, в то время как длина тела его не превышала примерно 20 сантиметров. Yuanchuavis kompsosoura принадлежал к мезозойской группе энанциорнисов, которые относятся к промежуточной кладе между нептичьими динозаврами и предками современных пернатых.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Current Biology, считают, что нетипичный для своего времени хвост у юаньчуависа развился у самцов в результате полового отбора. Но зачем такое новшество самкам, ведь с эволюционной точки зрения им должно быть невыгодно все, что повышает риски самцов быть пойманными хищниками. Это объясняется так: самка должна смотреть на хвост самца и понимать, его гены настолько хороши, что он способен выживать даже со столь несуразным атрибутом.