Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
09.12.2021
15 163

Мамонты вымерли в Америке гораздо позже, чем предполагалось

5.2

Анализ ДНК почвы показал, что мамонты исчезли с Американского континента всего пять тысяч лет назад — в эпоху раннего царства в Египте.

Мамонты вымерли в Америке гораздо позже, чем предполагали / ©Getty images

Последние несколько месяцев для «памяти» мамонтов стали роковыми. В октябре Naked Science писал о другом исследовании, опубликованном в журнале Nature. Оказалось, мамонты на Таймыре дожили до 1900 года до нашей эры. Хотя до сих пор считалось, что в Евразии эти животные исчезли около 10 тысяч лет назад, сохранившись лишь на островах Прибылова и Врангеля, а потом благополучно исчезли с первых 5600 лет назад и со второго — 3700 лет назад. Тому способствовали внутренние причины — вырождение за счет близкородственного скрещивания (из-за слишком малых популяций животных).

Это, конечно, замечательно, но острова есть острова. Особенно северные. Там нет людей, крупных хищников, и какое-то время в подобной «резервации» может проживать кто угодно. Гораздо удивительнее оказалось открытие международной группы ученых из университетов Макмастера, Альберты (Канада), Саутгемптона (Великобритания), Американского музея естественной истории (США) и других научных организаций.

Они применили технологию захвата и обогащения ДНК, позволяющую изолировать геномы разных видов и в мельчайших деталях восстанавливать животный и растительный мир разных эпох. Образец для анализа взяли из вечной мерзлоты на западе Канады, из знаменитого региона Клондайк. Исследователей интересовал период между плейстоценом и голоценом 11-14 тысяч лет назад — в эпоху изменения климата.

В результате анализа было показано, что мамонты и североамериканские лошади действительно начали вымирать еще до изменений климата. Однако и после того, как люди стали нещадно охотиться на них, резкого сокращения численности тоже не произошло. А ведь считалось, что это было именно так.

Анализ ДНК почвы показал, что оба вида животных существовали еще пять тысяч лет назад, то есть в эпоху, когда в Египте появились первые фараоны. До этого момента ученые полагали, что мамонты исчезли с Американского континента 9700 лет назад. Свои выводы команда представила в журнале Nature Communications.