• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
5 августа
Александр Березин
69
4 928

Китайский ответ на Пелоси: состоится ли десант на Тайвань?

5.2

Спикер конгресса США Нэнси Пелоси посетила Тайвань, КНР сразу же объявила о крупных учениях, проходящих в районе Тайваня, США подтягивают в регион авианосцы. Это «сто первое китайское предупреждение» или в этот раз там в самом деле начнется война? Naked Science попробует разобраться, почему самый рациональный сценарий «тайваньской военной операции» вообще обойдется без китайского десанта на остров.

Нэнси Пелоси, третий человек в США, была на Тайване меньше суток, но негативные последствия ее визита будут длиться годами / ©Reuters

Нэнси Пелоси — третий человек в американской властной иерархии — на этой неделе посетила Тайвань, государство, с которым у Вашингтона формально нет даже дипломатических отношений. Как и ЕС, Штаты официально занимают позицию «единого Китая», то есть отношения поддерживают лишь с Пекином, признавая Тайвань его частью.

Разумеется, никто не может посещать часть страны, не получив на это разрешение ее властей. Даже безвизовые поездки есть результат такого разрешения, и выдавшее его государство всегда в праве подобные разрешения отозвать. А визит Пелоси Китай не просто не разрешал, но и активно против него протестовал. То есть для Си Цзиньпина случившееся выглядит как наглядный признак того, что признание западными государствами единого Китая ничего не стоит, слова Вашингтона резко разошлись с его делами.

Интересно, что сам визит, судя по американской прессе, не имел никаких практических целей. The Washington Post отмечает, что причина визита — просто желание уходящей из политики Нэнси Пелоси сделать финал своей карьеры погромче. Никаких реальных причин так портить отношения с КНР у США не было, никаких позитивных последствий от визита у Вашингтона нет. А вот негативных — более чем достаточно. 

Нэнси Д’Алеса́ндро (слева) с матерью и отцом (с поднятой рукой). В центре президент Кеннеди. Проведя всю жизнь в политике, Нэнси Пелоси (в браке) не добилась там каких-либо ярких успехов: попытка импичмента Трампа ей не удалась, как и все остальные громкие инициативы. 82 года — самое время наверстать упущенное и, наконец, оставить заметный след в истории? / © Wikimedia Commons

Выводить из себя власти первой экономики мира, которой является Китай, всегда опасно. Но в момент, когда Штаты пытаются уговорить Китай на враждебные действия в отношении России, такой шаг выглядит еще и бессмысленным. Впрочем, для американской внешней политики это норма, достаточно вспомнить скандал в Анкоридже

Нынешняя демонстрация крайнего неуважения в Тайбэе выделяется не тем, что ничего такого раньше не было, а тем, что это самое крупное оскорбление, которое США когда-либо наносили КНР за последние полвека. Одно дело говорить неправду в лицо китайскому представителю в Анкоридже, совсем другое — попирать суверенитет Китая делом.

Неудивительно, что целый ряд экспертов заговорил о возможном военном ответе Пекина.

Красными зонами Китай отметил те, где он будет вести военные учения, в том числе с ракетными стрельбами. Следует отметить, что часть ракет, атакующих учебные цели к востоку от Тайваня, будут перелетать через него. Однако у островитян нет ПВО, способной сбить баллистические ракеты на таких высотах: они могут только наблюдать, гадая, перерастут ли учения во что-то большее / ©Wikimedia Commons

Тайвань и Китай — два игрока исключительной важности. Перебои с поставками полупроводников с Тайваня не так давно надолго парализовали автопроизводство (да и ряд других отраслей) в США, а Китай и вообще первая экономика, и крупнейшая промышленность современного мира. Случись что серьезное в этом регионе — проблемой станет не какое-то отсутствие кроссовок или айфонов. Речь пойдет об остановке целых отраслей, от авто- и авиапрома до множества других. 

Только логично, что к серьезному конфликту между Вашингтоном, Пекином и Тайбэем приковано сейчас внимание всего мира. Так случится ли война сейчас, после того как Нэнси Пелоси покинула Тайвань, и МИД КНР заявил о том, что последствия этого визита наконец дадут о себе знать? 

Будет ли военный ответ Китая?

Китайская политическая культура — древнейшая из существующих в мире. Это делает ее довольно сильной, но это же и затрудняет ее понимание извне. Тому, кто с ней незнаком, сложно представить себе реакции культуры, где ключевые особенности рыночной экономики впервые начали анализироваться еще в VII веке до нашей эры. Примерно к I веку до нашей эры формирование основных подходов к управлению государством в войне и мире в Китае было уже закончено, и с тех пор не сильно менялось. 

Краеугольным камнем в фундаменте китайского политического здания стал известный трактат Сунь-цзы «Искусство войны». Вопреки названию, эта работа не только о войне: в ней разбираются все условия, при которых война разумна или неразумна. Для европейского читателя книга на первый взгляд выглядит набором ребусов. Начиная с ее ключевой мысли:

«Сунь-цзы сказал: по правилам ведения войны наилучшее — сохранить государство противника в целости, на втором месте — сокрушить это государство. Наилучшее — сохранить армию противника в целости, на втором месте — разбить ее… Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь».

Сунь-цзы родился в царстве Ци, но служил полководцем в царстве У. По основной версии, он написал «Искусство войны» не по своей инициативе, а по просьбе правителя царства / ©Wikimedia Commons

На самом деле ничего сложного здесь нет. Сунь-цзы просто опирается на концепцию недеяния, разработанную еще в ту же эпоху. В военно-политическом смысле недеяние —  примерный аналог бритвы Оккама в области государственной политики. Новые действия не предпринимаются без крайней необходимости, потому что даже вроде бы легкое и разумное, но ненужное действие государства ведет к бесконечной спирали роста издержек для государства и общества. 

Помня это, легко понять китайскую внешнюю политику и сегодня. Благо основные идеи там те же, что у Сунь-цзы:

«Поэтому самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска». 

Сложная военная операция, считал Сунь-цзы (приводя в пример осаду крепостей), «должна производиться лишь тогда, когда это неизбежно». В общем:

«Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго».

Альтернативная точка зрения: работа написана Сунь Бинем, потомком Сунь-цзы. Бинь значит «коленная чашечка». Такое прозвище полководец получил потому, что был оклеветан коллегой, завидовавшим его способностям, после чего понес наказание в царстве Вэй в виде вырезания коленных чашечек. Охладев к царству Вэй, он после этого бежал в царство Ци, где сделал карьеру. В дальнейшем он разбил войско Вэй, во главе которого стоял оклеветавший его военачальник (тот погиб в бою). Картина художника неточна: лицо Сунь Биня при жизни имело татуировку, которая была частью калечащего наказания / ©Wikimedia Commons

Легко видеть, что китайская военно-политическая мысль — полная противоположность тому, что мы сегодня  видим в государствах Запада или тех, что в культурном смысле находятся в  сфере западного влияния. Войны в Афганистане, Ираке и так далее были начаты не «тогда, когда это неизбежно». Они не были короткими. В результате сокрушить государство талибов не удалось, несмотря  на то что войско там держали 20 лет.

Вооружившись пониманием того, как мыслят китайские политики, взглянем теперь на Тайвань. Когда Китай решит, что наступило «тогда, когда это неизбежно»? Когда он примет решение об ударе?

Кому выгоднее мир

Неизбежность войны с точки зрения китайского военно-политического искусства наступает тогда, когда продолжать мир — значит, слабеть в отношении своего противника. Основой силы государства как минимум с Шан Яна (IV век до н. э.) считается экономика. Взглянем на график подушевого ВВП Тайваня и КНР.

Китай в последние двадцать лет развивается заметно быстрее Тайваня: разрыв между их подушевыми ВВП в 2000 году был больше, чем сегодня / ©Wikimedia Commons

Легко видеть, что у этих двух стран было два периода. В первом из них — с образования КНР — каждый год мира усиливал Тайвань относительно континентального Китая. КНР возникла в 1949 году, когда коммунисты Китая разбили Гоминьдан — партию Чан Кайши — на континенте. И тот бежал на Тайвань.

Сразу после этого, в 1950 году, подушевой ВВП на острове был примерно вдвое выше, чем на континенте. Это неудивительно: Тайванем полвека владела Япония, отчего он был более развит промышленно. К 1979 году, смерти Мао Цзедуна и повороту КНР к капитализму, разрыв между двумя странами по подушевому ВВП стал четырехкратным.

В 1979 году страну возглавил Дэн Сяопин, развернувший ее экономику в сторону рынка. Однако надо понимать: континентальный Китай огромен, и переход к рыночной экономике там занял десятки лет. Поэтому разрыв еще два десятка лет нарастал: к 2000 году подушевой ВВП Тайваня был выше континентально-китайского уже в 5,6 раза. 

Чай Кайши (вообще-то, Цзян Цзеши), глава Гоминьдана и длительное время правитель Китая. Во время войны против Японии его главным военным советником от СССР был Василий Чуйков, позднее отличившийся в Сталинграде. В войне с китайскими коммунистами Чан Кайши потерпел поражение и бежал на Тайвань, где смог создать довольно крепкое минигосударство / ©Wikimedia Commons

А вот затем разрыв стал снижаться, и сегодня один ВВП выше другого лишь в 3,4 раза. Теперь Китай на континенте растет быстрее Китая на острове. В последние четыре года разрыв стал еще меньше: Китай проходит ковидную эпоху лучше Тайваня, поскольку меньше зависит от экспорта в западные страны и больше ориентирован на свой собственный огромный внутренний рынок.

У этого более быстрого роста  есть и серьезные фундаментальные причины. КНР находится в начале того же пути, что и Тайвань: тот развивал рыночную экономику более 70 лет, а КНР — только четыре десятка лет. Народ там один, поэтому КНР во многом повторяет историческую траекторию островитян. А значит, разрыв в ВВП будет неизбежно сокращаться. 

Получается, в экономике время работает на КНР. А в политике?

Разрушить систему союзов

Само по себе сближение подушевого ВВП было бы не так значимо. Но реальность наших дней состоит в том, что экономический вес Китая все больше и больше конвертируется в вес политический. Любая страна вынуждена выбирать: или у нее отношения с Китаем, или с Тайванем. И те немногие, кто пытается балансировать, не получают толком ни того, ни другого.

«Разрушать систему союзов» тайваньцев Китай начал не вчера. В начале 1970-х США пытались создать противовес СССР, в его поисках признали КНР и отозвали дипломатов с Тайваня. Одновременно Тайвань покинул ООН. Там он еще с 1940-х занимал кресло Китая, а с 1970-х в него по праву села КНР.

Сейчас ситуация другая: от Китая теперь никому не нужна какая-то политическая позиция. Зато всем нужна его экономика, потребляющая все больше импортного сырья и продовольствия. В итоге последние десять лет Пекин уверенно разрушает систему союзов Тайваня — и на сегодня из значимых партнеров у Тайваня по сути только Штаты и остались. 

Вот только надежность этого партнера сомнительна: отношений с Тайбэем он формально вообще не имеет, никаких обязывающих военно-политических документов между двумя сторонами тоже нет. Если завтра Китай напал бы на Тайвань, Штаты, строго говоря, вовсе не обязаны были бы тому помогать. Для Вашингтона это хорошо: если он захочет, он поможет, если нет, то нет. Но тайваньцы находятся в ситуации, когда их единственный крупный союзник является скорее воображаемым другом, чем реальным.

За постсоветский период разрыв по подушевому ВВП между Китаем и США упал с почти 16 раз до примерно четырех раз и продолжает быстро сокращаться / ©Wikimedia Commons

К тому же рост экономики Китая означает, что Вашингтон теперь управляет меньшей экономикой, чем Пекин. В номинальных долларах американский ВВП все еще выше, но с учетом разницы в уровне цен (ППС) больше уже Китай. Следовательно, и интересы США также дрейфуют в сторону Пекина.

Дополнительно укрепляют Китай действия Штатов в последние годы. После смены власти в 2014-м на Украине (вне западного мира это событие отчетливо ассоциируют с действиями Вашингтона) Россия разворачивает свой сырьевой экспорт на Восток, построив туда один крупный газопровод и строя другой. 

Итог всего этого — вынужденный союз Москвы и Пекина. Первая, может, и хотела бы продавать энергоносители в Европу, благо туда трубы уже построены. Но из-за политики Штатов больше не может. Второй, может, и хотел бы держаться нейтралитета, но под давлением откровенно недружественных действий США вынужден искать сближения с любым серьезным противником Вашингтона.

Полвека назад Тайвань признавало множество стран по всему миру. Сегодня это делают только те, что показаны голубым. Государства, окрашенные оранжевым, не только не признают Тайбэй, но и не поддерживают с ним даже неофициальных контактов. Остальные признают КНР, не признают Тайвань, но имеют неофициальные контакты с тайваньцами. Разрушение системы союзов островного государства Пекину явно удается / ©Wikimedia Commons

Подведем итоги. Китай действует по Сунь-цзы — сперва он разбил сильные стороны противника еще в мирное время, резко сократив разрыв в развитии экономики. А затем — во многом разрушив систему союзов Тайваня в мире. На этом фоне разбить войска Тайваня — задача не очень важная. Ведь не имея экономики, способной поддерживать опасную для КНР армию, Тайвань может только сидеть и ждать. Ждать, когда Поднебесная сделает свою экономику кратно более сильной, чем сегодня. В то самое время, когда экономический рост Тайваня будет стабильно медленнее китайского: ведь тайваньский экспорт ограничен темпом роста спроса в западном мире, который развивается, мягко говоря, не китайскими темпами..

В рамках современной китайской стратегии нет места для нападения на Тайвань со стороны КНР. Оно просто не нужно. 

Любой взвешенный анализ ситуации в мире показывает, что доля США в мировом ВВП —  а это последняя крупная опора Тайваня — неизбежно будет снижаться. Ведь эта страна растет медленнее, чем мир в целом. 

А доля КНР будет расти — ведь она растет быстрее, чем экономика планеты в целом. В конечном счете подушевой ВВП Китая и Тайваня сблизится, разрыв станет ниже двукратного. А разрыв по населению все еще будет более чем пятидесятикратным.

Да и последняя серьезная опора тайваньского государства, Штаты, через 20-30 лет будут иметь экономику, примерно вдвое уступающую китайской. Зачем воевать, когда каждый год мир делает тебя относительно сильнее, а твоего противника — относительно слабее?

Пределы возможного

Все это не значит, что война Тайваня и Китая вовсе исключена. Из-за визита Нэнси Пелоси Пекин объявил учения в зонах, окружающих остров со всех сторон. В этот же регион стягиваются авианосцы США. Мировая история знает массу примеров ошибочных атак кораблей другой страны — причем и в ходе учений.

Конечно, если американская ракета ошибочно — как это было в 1988 году с иранским гражданским авиалайнером — поразит китайскую цель и там погибнут сотни человек, терпение КНР может кончиться. Хотя Китай против войны, в ситуации, когда она не неизбежна, стерпеть убийство сотен своих сограждан без потери лица этому государству будет очень затруднительно. 

Нэнси Пелоси с президентом Тайваня Цай Инвэнь, 3 августа 2022 года. Последняя — сторонник объявления независимости Тайваня от континентального Китая. Ранее Гоминьдан избегал таких деклараций, поскольку провозглашал настоящим Китаем себя, а коммунистическое континентальное государство пытался представить временным узурпатором. Если Инвэнь удастся объявить независимость, Пекин будет, мягко говоря, недоволен / ©Wikimedia Commons

И вот тут возможна война и, в принципе, взятие в заложники американского посла в Пекине. Дело в том, что, в отличие от большинства западных стран, Китай не ставит Венскую конвенцию и неприкосновенность дипломатов выше обычных договоров: если кто-то нарушает последние, КНР не чувствует себя обязанной соблюдать в отношении него все договоры скопом.

Такой конфликт с США может длиться до тех пор, пока Вашингтону не надоест нести связанные с этим потери. Кстати, высадка на Тайване еще и тогда далеко не решенное дело: все же американские фактические союзники тайваньцев — это одно, а сами тайваньцы — несколько другое.

Более сложный вопрос: что будет, если серьезный ущерб Китаю случайно нанесут вооруженные силы Тайваня? Здесь конфликт тоже возможен.

Соотношение сил материковых и островных китайцев известно: 2,2 миллиона в Народно-освободительной армии Китая, 0,29 миллиона у Тайваня. Танков и самоходок у последнего примерно 1600, у КНР — 8,5 тысяч. В общем-то, похожие соотношения и в самолетах, и в военных кораблях.

Боевые действия, случайно инициированные Тайванем, в такой ситуации закончатся быстро: после серьезных потерь Тайбэй пойдет на деэскалацию. Если случайное начало положит китайская армия — в принципе, исход будет тот же. То есть даже если конфликт произойдет непреднамеренно, он вряд ли затянется. У островных китайцев просто нет для него достаточно сил, а у континентальных — достаточно серьезного повода.

Почему же раньше Пекин и Тайбэй не были такими благоразумными

Против всего описанного выше можно возразить. Если КНР так уважает принципы Сунь-цзы, почему эта страна вплоть до конца 1970-х вела артиллерийскую перестрелку с Тайванем? Кстати, от снарядов с обеих сторон тогда погибло немало гражданских лиц, не говоря уже о военнослужащих.

Наконец, в 1979 году КНР атаковала Вьетнам. Заметного военного успеха добиться не удалось, а число убитых в той войне достигло десятков тысяч человек. Где тут Сунь-цзы и принципы недеяния без крайней необходимости? Какой вообще смысл был нападать на Вьетнам, недавно выигравший войну с США и находившийся на пике боеспособности?

Февраль-март 1979 года, война между Китаем и Вьетнамом. Вьетнамские солдаты близ линии фронта / ©Wikimedia Commons

Здесь стоит учесть вот что: политика терпения хорошо работает, когда в стране все благополучно. Когда не очень — а именно так было в Китае 1979 года, где только закончилась эпоха Мао Цзедуна. Из-за его ошибочной (нерыночной) экономической политики, у его преемников из китайского руководства какое-то время были заметные проблемы с терпением. Они осознавали, что общее развитие дел для них неблагоприятно и начали «дергаться», отчего совершают ошибки. Собственно, в том числе именно от таких дерганий и предостерегает концепция недеяния.

Конвоируемые пленные той войны / ©Wikimedia Commons

В случае взаимных перестрелок с Тайванем ситуацию усугублял еще и другой фактор. США до конца 1970-х активно патрулировали воды вокруг острова, чем давали его военным ощущение некоей неуязвимости: решение КНР начать с США войну на море в ту пору, до ракет DF-21D, выглядело бы сомнительно. Китайский флот для такой войны никак нельзя признать достаточным.

А вот после того, как США свои корабли из этих вод стали убирать, обстрелы с тайваньской стороны прекратились. Как и ответные обстрелы из КНР. 

В сегодняшнем мире Штаты по чисто военно-техническими причинам вряд ли рискнут «прикрывать» островных китайцев так, как раньше (ниже станет ясно, почему). А значит, вероятность новых взаимных перестрелок в этом регионе довольно умеренная.

Возможные сценарии военного конфликта

В СМИ масса комментариев от военных экспертов содержат один и тот же сценарий — китайского десанта на Тайване. Между тем сомнительно, что КНР выберет этот вариант.

Все дело в том, что мир очень далеко ушел от технологий времен битвы за Окинаву в 1945 году. Для захвата чего-то в море давным-давно не нужно высаживать там десант. В особенности в условиях Тайваня, который десятки лет готовился именно к десанту. Западный берег там довольно гористый, удобные для высадки места заняты городскими агломерациями, а в остальных снабжать десант особо неоткуда: с подходящими портами дефицит.

Вид в сторону Тайваня из континентального Китая, наши дни / ©Wikimedia Commons

Если бы Народно-освободительная армия Китая выбрала этот путь, ей пришлось бы понести большие потери и подставить свои корабли под удары крылатых ракет тайваньцев. А потом захватывать порты острова. Такой вариант действий возможен, но вызвал бы большие потери и разрушения в тавайньских городах — и уже поэтому сомнителен. Ведь на Тайване живут такие же ханьцы, что и на континенте: разрушать их города, если есть выбор, нет особого смысла. Пекину же потом их придется и восстанавливать.

В особенности не нужен сценарий с десантом потому, что в принципе Китай может принудить Тайвань к капитуляции вообще без боев на суше — с минимальными потерями и затратами для себя.

Напомним: в связи с визитом Нэнси Пелоси в августе 2022 года китайцы впервые официально показали видео запуска ракеты DF-21D — причем с шоссе, с неподготовленной позиции. Смысл этой демонстрации станет вполне ясен, если мы ознакомимся с возможностями этой ракеты.

«Дунфэн-21D» («Восточный ветер-21») — это не просто двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета дальностью до 2800 километров. Это еще и первая и пока единственная в мире стоящая на вооружении баллистическая противокорабельная ракета.

Китайские баллистические ракеты средней дальности могут атаковать движущиеся корабли в море через десяток минут после запуска. При массовом пуске никакие существующие системы западных ПВО не смогут обеспечить перехват даже основной части таких ракет / © Wikimedia Commons

За счет баллистической траектории и скорости до М=10 (число Маха) ракета может достичь цели буквально за минуты. Имея радар и оптическую систему донаведения, она находит корабль под собой и целит в самый крупный из них. Попросту говоря, это что-то вроде очень большого российского «Циркона» — без способности к активному маневрированию, зато с большей дальностью.

Конечно, без маневрирования одна такая ракета может и не пробиться через ПРО американских кораблей. Однако у Китая на сегодня, по ряду оценок, сотни таких ракет. А у США всего 11 авианосцев и не так уж много эсминцев с ракетным вооружением. Очевидно, что выживание авианосцев на расстоянии массового пуска китайских баллистических ракет достаточно маловероятно.

Американские разведывательные органы уже подтвердили, что Китай испытывал такие ракеты по движущимся кораблям, и никто не сомневается, что в зоне их массового применения век господства крупных кораблей на море в основном закончен. Авианосец не сможет отправить к DF-21 свои самолеты — дальности не хватит. Ракета победила на этом поле боя, что ясно практически всем еще до того, как она утопила хотя бы один западный военный корабль.

Разумеется, кроме баллистических ракет средней дальности КНР обладает и значительным числом пусковых установок для ракет меньшей дальности. Однако такие есть и у США, а вот аналога «Дунфэн-21D» Штаты не имеют / © Wikimedia Commons

Имея такие вооружения, Пекину не надо никуда высаживать десант. Если он вдруг захочет присоединить Тайвань военным путем, достаточно будет объявить: мы топим любые корабли, идущие к портам Тайваня или из них. Любой национальности, поскольку с точки зрения международного права это наш остров и с точки зрения все того же права, любой корабль, заходящий в прибрежные воды вопреки нашему запрету, может быть потоплен.

Отправить флот в такие воды США могут, но только чтобы его потерять. Начать войну с Китаем Штаты тоже могут, но без шансов успешно высадить там десант такая война автоматически превращается в профанацию. Усилить тайваньцев американским оружием Вашингтон уже не сможет: корабли, которые попробуют это сделать, утонут.

Тайвань на 90% получает электричество из ископаемого топлива, и оно импортное. Ради вступления в ВТО там зарезали субсидии местному сельскому хозяйству, отчего остров — импортер продовольствия. И, конечно же, удобрений. Оказавшись в блокаде, он не сможет прокормить свое 23-миллионное население. 

Воздушный мост — как в западный Берлин холодной войны — для 23 миллионов человек будет таким дорогим, что его не смогут содержать даже США. Не говоря уже о том неприятном факте, что самолеты могут быть сбиты. Ведь зачистив от американских авианосцев море, Китай вполне может отправить в зону вокруг острова Су-35: Тайвань обладает только западными ПВО, а у тех весьма ограниченная дальность (Су-35 смогут сбивать транспортные самолеты даже не заходя в зону работы островного ПВО).

Тайвань не может существовать как современное государство без электричества и ввоза продовольствия. Но в случае морской блокады тут не будет ни того, ни другого / ©Wikimedia Commons

Исход этого сценария нетрудно предсказать. Германия времени Первой мировой войны была очень решительным и сплоченным государством, с сильной армией, но без прорыва блокады голод принудил ее к капитуляции — даже несмотря на то что ее армии в этот момент стояли на чужой земле. Тайвань — намного менее самообеспечивающее себя государство, чем тогдашняя Германия. У него нет своих энергоносителей, меньше возможности в области сельского хозяйства, и нет сухопутных границ, через которые можно было бы поставить хоть что-то. В случае морской блокады он обречен на капитуляцию.

Разумеется, это не значит, что Пекин пойдет на это просто так. Подобная блокада наверняка будет использована США, чтобы разорвать торговлю с Китаем. Как известно из примера России в 2022 году, западный мир может пойти на разрыв торговли из идеологических соображений, даже если это не вредит доходам предполагаемой страны-жертвы (российский долларовый экспорт в итоге санкций вырос), но зато вредит западным странам. Следовательно, с Вашингтона вполне станется и устроить блокаду Китаю, несмотря на то что Китай пострадает от нее меньше, чем сами США.

Разводимая на Тайване рыба во многом экспортируется именно в КНР. Пекин уже обозначил, что тайваньский экспорт теперь подвергнется большому давлению: визит Нэнси Пелоси не прошел зря. Непонятно одно: хотели ли жители Тайваня, чтобы по их кошельку ударили только из-за стремления одного иностранца завершить свою карьеру поярче? / ©Wikimedia Commons

Вопреки мифам об экспортоориентированном Китае, жители которого тачают кроссовки для белых хозяев за плошку риса в день, в реальности доля экспорта в китайском ВВП намного ниже, чем в России, а зарплаты горожан — выше. Если уж наша страна не испытала снижения экспортной выручки от санкций, нельзя исключить, что это же случится и с Китаем. 

Да, продажи на Запад у него рухнут, но экспорт из западных стран без поставок редкоземельных металлов, аккумуляторов и многого другого из КНР тоже неизбежно просядет. А без полупроводников с Тайваня — и подавно. Так китайцы получат шансы занять новые рынки, где западные производители начнут терять свои позиции.

И тем не менее, несмотря на очевидную преодолимость санкций от Запада, Пекин не будет идти на подобное обострение без нужды. Причины те, что уже отмечены выше: с точки зрения китайцев время работает на них. Доля их экономики в мировом ВВП все выше, а западного — все ниже. 

Вместо того чтобы идти на какие-то резкие движения сейчас, ханьцы просто дождутся, когда черенок яблока лопнет под его собственной тяжестью, и соберут то, что само упало на землю.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
12 часов назад
Сергей Васильев

Моделирование показало, что если лежать на правом боку, проглоченная таблетка растворится намного быстрее, чем если стоять, а если на левом — то медленнее.

Вчера, 15:54
Александра Медведева

Международная команда исследователей впервые провела наиболее полную оценку биоразнообразия самой высокой горы мира. Анализируя экологическую ДНК, выделенную из проб воды, отобранных на высоте 4,5-5,5 километра, они обнаружили генетический материал представителей 187 отрядов, что составляет 16,3% от всех известных отрядов живых организмов Земли.

Позавчера, 14:35
Анна Новиковская

С планированием длительных миссий на Луну и Марс перед человечеством все острее встает вопрос об обеспечении космонавтов кислородом для дыхания. Сейчас поддерживать дыхание людей на борту космических станций — сложный и дорогостоящий процесс, поэтому для будущих путешествий в космической бездне потребуются более совершенные технологии.

14 августа
Иван Лавренов

Некоторые пульсары покидают остатки сверхновых со скоростями более тысячи километров в секунду. Согласно новому исследованию, такую скорость им может придавать весьма необычное явление - мощное направленное нейтринное циклотронное излучение.

Позавчера, 14:35
Анна Новиковская

С планированием длительных миссий на Луну и Марс перед человечеством все острее встает вопрос об обеспечении космонавтов кислородом для дыхания. Сейчас поддерживать дыхание людей на борту космических станций — сложный и дорогостоящий процесс, поэтому для будущих путешествий в космической бездне потребуются более совершенные технологии.

Позавчера, 13:26
Михаил Орлов

Рядом с местом добычи медных руд в пустыне Атакама, расположенной на территории Чили, образовался очень большой круглый провал. Его диаметр достигает 32 метров, а глубина превышает 200 метров. Местные власти расследуют причины случившегося.

2 августа
Александр Березин

Если западным странам удастся «лишить Кремль нефтяных доходов», то мир ждет геополитическое землетрясение. Только не обязательно в ту сторону, о которой вы сейчас подумали. На фоне того, что последует за «лишением», шок 1973 года может показаться детской игрой. Naked Science попробует оценить размах «потолочного катаклизма» заранее.

31 июля
Александр Березин

Саудовский принц одобрил строительство гигантского «лежачего небоскреба», который должен стать крупнейшим зданием в истории. Причем еще и самым экологичным в мире. Пресса и соцсети полны возмущенных оценок: «это антиутопия!», «проект сырой!» и тому подобным. Однако чисто технически это не так: «Зеркальную линию» на пять миллионов жителей вполне можно построить. И такое здание в самом деле будет энергоэффективным (и формально безуглеродным). Но у проекта есть другие слабые места, лежащие скорее в сфере науки, нежели техники. Naked Science попробовал разобраться в деталях.

27 июля
Алиса Гаджиева

Новое исследование показало, что появившаяся у человека способность переваривать молочный сахар никак не сказалась на распространенности потребления продуктов молочного животноводства.

[miniorange_social_login]

Комментарии

69 Комментариев

1 неделя назад
-
3
+
"Поэтому разрыв еще два десятка лет нарастал: к 2000 году подушевой ВВП Тайваня был выше континентально-китайского уже в 5,6 раза. А вот затем разрыв стал снижаться, и сегодня один ВВП выше другого лишь в 3,4 раза." Интересно, автор читает, что он пишет? Или это осознанный ввод в заблуждение читателей, или автор возможно очень слаб в экономике. Кто мерит снижение разрыва кратностью. Это образование 4-х классов. Приведу простой пример. Одному человеку 10 лет, другому 20 лет. Разница в их возрасте 2-хратная. Через 10 лет, первому 20 лет, другому 30. Разница уменьшилась до 1,5. По мнению Березина это говорит о том, что у них разница в возрасте стала меньше. Что за ахинею написали? Как была разница 10 лет, так и осталась. А теперь к фактам: ВВП Тайваня 2000 (на душу населения) - 21461 ВВП Китая 2000 (на душу населения) - 2886 Разница - 18575 ВВП Тайваня 2020 (на душу населения) - 56038 ВВП Китая 2020 (на душу населения) - 17115 Разница - 38923 Видно что разница в ВВП наоборот выросла, а не то как утверждает Березин, что упала. Это у него часто идет манипулирование фактами. Александр Березин знает экономику и политику примерно как советское руководство времен коллективизации знало крестьянский менталитет.
2 недели назад
-
1
+
В комментариях под статьями Александра всегда очень жарко, что говорит об их высоком качестве и актуальности. Александр, пишите еще, всегда рад прочитать Ваши размышления!
    2 недели назад
    -
    1
    +
    что говорит об их высоком качестве и актуальности
    Думаю, тут дело в своеобразии интерпретации наглядного материала автором публикаций по принципу -- не верь глазам своим: например, Александр публикует график, на котором фактическое отставание развития экономики Китая от экономики США монотонно возрастает по абсолютной величине, и выдает это за сокращение относительного разрыва... Ахиллес-Китай никогда не догонит черепаху-США, потому что Ахиллес уж очень толст, а черепаха громадна, и пока он делает свои 5 шагов, черепаха делает один, но на ахиллесов шаг длиннее. Заметьте, полвека тому назад разрыв между США и КНР по ВВП на душу населения был в нынешних ценах $40 000, а сейчас он вырос до 50 000... Березин мыслит по-наполеоновски -- большими батальонами, оттого ему и кажется, что 6 китайцев побьют одного американца, забывая при этом, что у союзников (тем более, у США) на Тихоокеанском ТВД во время ВМВ всегда было меньше военнослужащих, чем у японцев.
    +
      ещё комментарии
      1 неделя назад
      -
      3
      +
      Вы вероятно гуманитарий, либо прогуливали алгебру в школе, поскольку ничего не знаете про экспоненты. Не расстраивайтесь, это просто: если одна экономика растет на X процентов, а другая на Y, причем X>>Y, то рано или поздно АБСОЛЮТНЫЙ разрыв начнет сокращаться, а чуть позднее первая догонит и перегонит вторую.
        1 неделя назад
        -
        0
        +
        Если абсолютная величина разрыва между двумя величинами монотонно возрастает при существующем процентном возрастании каждой из величин, то низшая величина никогда не догонит высшую. Здесь действует принцип Красной Королевы...
          1 неделя назад
          -
          0
          +
          Вы похоже действительно альтернативно одаренный) Если все же еще не все потеряно, советую исследовать поведение функций : 10*exp(x) и exp(2x)
            1 неделя назад
            -
            1
            +
            Надо быть поистине альтернативно одарённой творческой личность(креаклом), чтобы увидеть экспоненциальность в графиках экономического роста США и Китая.
              1 неделя назад
              -
              0
              +
              Вы после 3 классов церковно-приходской нигде не учились?) Достойно сожаления... Для понимающих людей совершенно очевидно, что экономический рост стран в усреднении представляет собой экспоненту, и это нетрудно показать. Просто для слабо знакомых с темой экспонента - это нечто ОЧЕНЬ быстро растущее. Про малые показатели экспонент они просто не в курсе...Ну, и чтобы 2 раза не вставать:
                1 неделя назад
                -
                0
                +
                Зря стараетесь - эти ахиллесы не догоняют 😏
                1 неделя назад
                -
                0
                +
                Что удивительно - не догоняют они только когда касается противников "святой" америки...)
                1 неделя назад
                -
                0
                +
                В статье есть целых два тезиса с которыми "защитники демократии" никак не могут согласиться без крушения собственной системы ценностей. А оно им надо? Ведь там сказано что "тоталитарный" Китай развивается быстрее "демократического" Тайваня. И что Китай вполне устраивает нынешнее положение дел и он ни на кого не собирается нападать. Конечно до тех пор пока тайваньские сторонники незалежности сидят на попе ровно и не устраивают никаких майданов. Забавно что "демократия" в Тайване появилась на десять лет позже чем Китай начал свою перестройку. Лишь в 1987 г. на острове отменили военное положение, а гоминьдан уступил власть оппозиции только в 2000 г. С тех пор тайцы усиленно косплеят западную двупартийную систему но делают это на восточный лад. Что по словам очевидцев выглядит слегка карнавально и напоминает ток-шоу. https://taipanorama.tw/news.php?post=109649&unit=388
                1 неделя назад
                -
                0
                +
                Нациста с лопаты не корми, дай спроецировать "продукты" его мышленьица на людей.
                1 неделя назад
                -
                1
                +
                Ожидаемо, кроме словесного поноса, внятных аргументов мы не увидели. Хотя чего уж нагляднее график Китая... И почему я не удивлен?))
                1 неделя назад
                -
                0
                +
                Ну где уже честному человеку с машиностроительным образованием понять творческий помёт гуманитария....
                7 дней назад
                -
                1
                +
                Такое ощущение, что у данных "Ахиллесов" самое слабое - это мозг))
                1 неделя назад
                -
                0
                +
                Глупышка, ты можешь называть себя понимающим человеком хоть до третьего пришествия христова, Вот только ты знаешь о трансцендентных функциях ещё меньше, чем я способах половых сношений с мелкими копытными. Но мне-то хоть простительно, я же не неевропеец.
                1 неделя назад
                -
                2
                +
                Вы уже показали свой уровень понимания трансцендентных функций, поэтому ваше особо ценное мнение ОЧЕНЬ важно для нас)))
    1 неделя назад
    -
    1
    +
    Печально, что вы, при чтении, очевидных ошибок не заметили и искажения фактов. И восхищаетесь этим. Это очень и очень грустно(
    +
      ещё комментарии
      6 дней назад
      -
      1
      +
      Многие заметили. Печально не это, а то, что NS уже давно превращается в политкорректный рупор правильного "научпопа". Но это явление не новое. Интересно, насколько будет прогрессировать этот альтернативный научпоп. У каждого научпоп ресурса в таких системах, как современная Россия, есть выбор - либо просто перейти к принципу публикации новостей из мира науки, либо разбавлять статьями, максимально далекими от разных идейных или политкорректных интерпретаций (например игнорировать статьи на больные гуманитарные темы). Но давно уже наблюдаю как NS намеренно это игнорирует и пригрев всяких дилетантов по типу Березина - находит это интересным. Почему? Каждый сделает сам вывод.
        6 дней назад
        -
        2
        +
        Согласен, причем под всякими псевдонаучными статьями всегда ставят тег "Выбор редакции". Грустно, от того, что достаточно интересный сайт становится таким политизированным. Ладно бы, если бы они просто говорили о том, кого поддерживают. Так нет, они выпускают статьи бездарных авторов, такие как Березин, который ни в политике, ни в экономике не силен, судя по текстам.
2 недели назад
-
1
+
1. "где ключевые особенности рыночной экономики впервые начали анализироваться еще в VII веке до нашей эры." - и так доанализировались, что их в 13 веке кочевники монголы нагнули. Потом несколько околозастойных веков. Потом с 19 века их на столетие англосаксы в позу кривого лотоса поставили. 2." В результате сокрушить государство талибов не удалось, несмотря на то что войско там держали 20 лет." - его вполне себе сокрушили на 20 лет. Для выполнения тактических целей. Ситуативно США добились того, к чему стремились. 3."Легко видеть, что у этих двух стран было два периода. В первом из них — с образования КНР — каждый год мира усиливал Тайвань относительно континентального Китая." - легко увидеть, что на Тайвань рекой лились западные инвестиции. А китай был максимально аграрной страной. 4." В 1979 году страну возглавил Дэн Сяопин, развернувший ее экономику в сторону рынка. Однако надо понимать: континентальный Китай огромен, и переход к рыночной экономике там занял десятки лет. Поэтому разрыв еще два десятка лет нарастал" - надо понимать, что при ДЭн Сяопине США заключили экономическую сделку с Китаем (против СССР) и начали гнать технологии и инвестиции в Китай. Плюс открыли свои рынки для китайских товаров. 5. Что-то чудо рыночной экономики не работает в РФ и работает в Китае. Какое-то избирательное чудо. 6."Когда не очень — а именно так было в Китае 1979 года, где только закончилась эпоха Мао Цзедуна Из-за его ошибочной (нерыночной) экономической политики, у его преемников из китайского руководства какое-то время были заметные проблемы с терпением" - какого-то счастья нерыночная экономика сталинского типа работала. Причем эффективнее любой рыночной по темпам роста. А нерыночная экономика Мао Цзедуна - не работала. Опять какое-то избирательное чудо. Может автор закончил ВШЭ, работает на провластную пропаганду и очень сильно натягивает сову на глобус?
2 недели назад
-
0
+
"тайваньский экспорт ограничен темпом роста спроса в западном мире" Утверждение без доказательств.
2 недели назад
-
2
+
Никакие США не станут помогать Тайваню если того захочет присоединить Китай. Болтать - не кули ворочать. Никаких законов по типу 5 статьи устава НАТО никто с Тайванем не подписывал даже и близко. Тыщу раз заверять, что помогут отбиться - это не значит жениться. Чё смеяться-то, если США уже который раз переносят испытания Минитмена, типа чтобы не дразнить ни Россию ни Китай. Интересно будет смотреть, кто там кому будет блокировать счета)) США и Евросоюз: "Китай, мы тебе блокируем звр, свифт, счета во всех банках без исключения!" Китай: "Да пох, блокируйте, только возврата нашего долга не ждите". Коллективный запад: "Как!? А нас-то за что? Это же другое!"
2 недели назад
-
4
+
Такой джинсы я давно не читал. Такого полного не понимания и натягивания совы на глобус ещё поискать надо. Откровенно ужасная статья. Naked Science сегодня умер в моих глазах. Зачем вы в политику лезете?
2 недели назад
-
0
+
до чего же бездарная статья. Всегда получается так, когда один и тот же автор пытается быть _экспертом_ в разных областях. Статья лишена объективности. Автор просто набирает доводы, местами додумывает просто чтобы это ложилось в его концепцию пропаганды. "поскольку с точки зрения международного права это наш остров" - верх идиотизма. Что это? Мало времени погуглить? Намеренная ложь? Или просто предположение от незнания?
    2 недели назад
    -
    8
    +
    Тут вот по ссылочке есть статья, а в ней интересная карта. На ней зеленым цветом обозначены государства, официально признающие существование Тайваня. https://ru.wikipedia.org/wiki/Китайская_Республика_(Тайвань)#/media/Файл:RC_(Taiwan)
    Чтобы эти страны увидеть, нужно вооружиться мелкоскопом. Это насчет "международного права". С точки зрения ООН, например, никакого Тайваня не существует.
    +
      ещё комментарии
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Длительное время не существовало стран, которые признавали бы существование Латвии, Литвы и Эстонии. Что касается законности и правовой состоятельности Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758 (XXVI), есть существенные обстоятельства сомневаться в таковых. Тем более, что остров Формоза (Тайвань) никогда не передавался КНР и КНР не подписывала Договор об образовании ООН, а вступила в нее много позже ее создания на общих основаниях и при вступлении вряд ли претендовала на Тайвань, иначе Китайская Республика заблокировала бы ее принятие в ООН, как член Совбеза. Подробнее, можете почитать вот тут: https://wiki5.ru/wiki/United_Nations_General_Assembly_Resolution_2758 (Гугл переводит текст вполне внятно)
        2 недели назад
        -
        1
        +
        Уважаемый Лев, Китайская республика никак не могла заблокировать вступление Тайваня в ООН, поскольку вступила туда на четверть века позже Тайваня. А Тайвань, соответственно, в этот момент ООН покинул - потому что место-то одно. Это я вполне внятно знаю и без всякого Гугла. В общем, это я к чему. Международно-правовой статус Тайваня сейчас достаточно неопределенный, на самом деле. Но вот товарищ выше, которому я отвечал и который пишет ""поскольку с точки зрения международного права это наш остров" - верх идиотизма", явно знает по этому поводу что-то еще. Но он мне не отвечает, увы.
          2 недели назад
          -
          2
          +
          У вас терминологическая путаница: Тайвань -- это и есть Китайская Республика -- один из пяти сооснователей ООН и постоянный член Совбеза ООН до 1971 года, когда его совершенно противозаконно оттуда вывели и без всяких на то оснований ввели Китайскую народную республику (которую до того приняли в ООН на общих основаниях -- потому КНР и не была постоянным членом Совбеза ООН уже будучи членом самой ООН), под тем не правовым основанием, что она -- КНР -- больше Китайской Республики. А Китайская Республика в это время продолжает существовать на территории Тайваня и нескольких островов у побережья азиатской части Китая, захваченной террористической организацией под названием КПК. И этот печальный факт большинство стран ООН признали достаточным для того, чтобы отнять у законного основателя ООН его места в Совбезе ООН. Кстати, сейчас нельзя исключить того, что тот же самый фокус могут проделать с Российской Федерацией и отозвать признание со стороны ООН правоприемства РФ по отношению к СССР, и заставить ее по-новой вступать в ООН...
          1 неделя назад
          -
          0
          +
          А можно сделать чтоб движок сайта научился не калечить ссылки? Вот как например эту? https://taipanorama.tw/news.php?post=109649&unit=388
      6 дней назад
      -
      0
      +
      Хмм, Абхазию и Южную Осетию тоже мало кто признал, но это же независимые государства или вы по аналогии с Тайванем считаете их грузинскими. Тут статьей попахивает. Или вы, как Березин. Тайвань, это другое)))) Это совершенно другое)))
    2 недели назад
    -
    5
    +
    Пока незнание продемонстрировали только вы. Что впрочем типично для комментаторов, которые вот так с ходу обвиняют авторов в бездарности. Очень редко за этим следует хоть какое-то обоснование.
    2 недели назад
    -
    0
    +
    Сайт всё больше скатывается околопропагандисткую несуразную ипостась, подогнать желаемое за действительное, тут "Naked Science попробует разобраться..." звучит как хохма, и где тут "Science", непонятно, да и название надо бы уже переименовать в более патриотичное - в "Голого пропагандиста". Автор наверное не знает или не видит политическую карту мира, ну, или живёт в параллельном мире, потому что в нашем, кроме гиперпрогрессивной КНДР и РФ, завязшей в Украине, у КНР вокруг нет ни одного дружественного государства, даже все получатели китайских денег, суть к ней настороженные, опасающиеся её государства, у которых, в отличии от РФ, память не отшибло об отношении к варварам и проделках Срединного Государства в истории. Япония, Южная Корея, Малайзия прямые союзники США, тяготеют к США и Индонезия и Таиланд. Индия прямой оппонент КНР. А Вьетнам, Филиппины, Лаос, Камбоджа, Монголия, Казахстан и Центральная Азия вполне ясно отдают себе отчет кто и какие такие из себя, столь любимые автором, ханьцы, и что стало с тибетцами и уйгурами. Мьянма, Непал, Бутан, Бруней в силу географии, нейтральности и политической изоляции особой роли не играют. Далее, автор в упор не видел, что Пелоси до и после Тайваня посетила именно тех, кто опирается на США. В том числе и как не удивительно и китайский анклав Сингапур. Сравнивая ВВП, напролом, в отрыве от среды, автор упорно не хочет замечать отношение торгового баланса между США, Европой, 0странами ЮВА с одной стороны и КНР с другой. Насколько КНР зависит от собственного экспорта, десятилетиями искусственно снижает курс юаня, зависимость это в триллионы долларов, и того что США и Запад, вполне себе благополучно обходились без КНР буквально еще в начале 2000х или всего то 15 лет назад. Редкозёмы? Ау, было уже, глаголили уже, мол де они же без нашего газа, нефти не проживут, замерзнут, загнутся, и что? КНР торгует редкоземами только по причине, что дешевле, станет дороже, найдутся и распакуют запасы в Канаде, Австралии и Намибии, Аргентине. А сравнение ВВП без контекста удел поверхностных. Ведь ВВП ничто без внутренней характеристики - например, в сырьевом придатке и банановой республике, ВВП может быть очень высоким, но на границе, а далее распределяться совсем неравномерно или вовсе выводиться из страны. Так и в КНР хватает внутренних противоречий с их крайне неравномерным распределением между населением, жесткой, если не сказать жестокой внутренней конкуренцией на рынке труда, с гипер концентрацией богатств, и административных ресурсов, проблемами в соцобеспечении, демографией. Так что не всё так просто. Но если это озвучивать, то это будет мешать однобокому, бравурному, пропагандисткому целеполаганию. Не так ли?
    +
      ещё комментарии
      2 недели назад
      -
      0
      +
      "Naked Science попробует разобраться..."
      На литературный русский язык это переводится как "Березин откроет вам, недоумкам, ВЕЛИКУЮ ПРАВДУ".
      Вьетнам, Филиппины, Лаос, Камбоджа, Монголия, Казахстан и Центральная Азия вполне ясно отдают себе отчет кто и какие такие из себя, столь любимые автором, ханьцы, и что стало с тибетцами и уйгурами.
      Автор старательно игнорирует неудобные для него факты.
      глаголили уже, мол де они же без нашего газа, нефти не проживут, замерзнут, загнутся
      Представители известной политической ориентации, якобы незаконной в Российской Федерации, до сих пор яростно веруют в эту чушь.

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: